Апелляционное определение № 33-2839 от 18 июля 2012 года



Судья Колодезный А.В.

№ 33-2839/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

18 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Мищенко С.В., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Шутовой Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Беляева А.А. по доверенности Л.С.В. на решение Вологодского городского Вологодской области суда от 19 апреля 2012 года, которым Беляеву А.А. отказано в удовлетворении заявления к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., объяснения представителя Беляева А.А. по доверенности Л.С.В., судебная коллегия

установила:

Беляев А.А. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 по Нюксенскому муниципальному району в соответствии указанной статьей с датой постановки на учет <ДАТА>.

17.02.2012 Беляев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, указав в обоснование требований, что более пятнадцати лет государством не предпринято действий по исполнению своих обязательств по обеспечению его жильем.

Определением суда от 20.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент труда и социального развития Вологодской области и Администрация Нюксенского муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании истец Беляев А.А. и его представитель по доверенности Л.С.В. исковые требования поддержали в полном объёме. Представитель истца пояснил, что представленные ответчиком списки составлены с нарушением законодательства, так как должны формироваться отдельно на каждую категорию граждан.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Д.Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что действующим законодательством установлен порядок выдачи субсидии в зависимости от объёма средств, выделенных из федерального бюджета и от даты постановки на учёт, поэтому субсидия Беляеву А.А. будет предоставлена в порядке очерёдности, исходя из даты его постановки на учёт и при наличии достаточного финансирования. Просила в удовлетворении исковых требований Беляеву А.А. отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц Департамента социальной защиты населения Вологодской области и Администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представителем Беляева А.А. по доверенности Л.С.В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся, в том числе лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 10 Закон о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в том числе ветеранов боевых действий; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам (в том числе ветеранам боевых действий), нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Вологодской области 06.04.2009 принят закон № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (далее Закон № 1985-ОЗ), согласно части 1 статьи 2 которого органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в части 2 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и категорий граждан, указанных в части 3 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 (далее - отдельные государственные полномочия). В целях обеспечения реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилых помещений исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв. м (пункт 4 части 1 статьи 2).

При этом часть 3 указанной статьи предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют действия, указанные в пунктах 4 - 7 части 1 настоящей статьи, в отношении ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу статьи 6 Закона № 1985-ОЗ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию. Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется по методике распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан согласно приложению к настоящему закону области. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции зачисляются ежегодно в установленном для исполнения федерального и областного бюджетов порядке на счета бюджетов муниципальных образований.

Постановлением Правительства Вологодской области от 01.06.2009 № 852 был утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Законом № 1985-ОЗ, в силу которого органы местного самоуправления представляют в Департамент развития муниципальных образований области (далее Департамент) в срок до 5 числа последнего месяца квартала заявку на финансирование на следующий квартал с помесячной разбивкой для выполнения ими отдельных государственных полномочий. Департамент в свою очередь анализирует представленную органами местного самоуправления информацию и в срок до 20 числа последнего месяца квартала формирует помесячный прогноз кассовых выплат по субвенциям, передаваемым органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, в разрезе граждан - получателей мер социальной поддержки, исходя из утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 12.04.2010 № 2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставление жилищных субсидий гражданам, указанным в статье 1 настоящего закона области (в том числе ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), осуществляется органом исполнительной государственной власти области, определенным Правительством области. Порядок подачи заявлений о предоставлении жилищных субсидий, перечень документов, подлежащих представлению, срок принятия решений по заявлениям граждан, их информирование о принятых решениях, а также порядок и сроки перечисления жилищных субсидий устанавливаются Правительством области. Предоставление жилищных субсидий осуществляется органами местного самоуправления области в случае наделения данных органов законом области соответствующими полномочиями. Порядок предоставления органом местного самоуправления жилищных субсидий устанавливается Правительством области.

В целях реализации данного закона Постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945 утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В подпункте 1.2 пункта 1 данного Порядка установлено, что он распространяется на следующие категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года: инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

В силу пункта 2 указанного Порядка предоставление субсидий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

При этом органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ежегодно формируют сводные по району списки граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области. Сводные списки и списки (приложение 2 к настоящему Порядку) формируются отдельно по каждой категории граждан в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7).

Департамент труда и социального развития области ежегодно проверяет представленные органами местного самоуправления списки граждан на предмет отнесения в соответствующую категорию граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Порядка, и в срок до 1 сентября года предшествующего планируемому, формирует сводные по области списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводных списках в алфавитном порядке. По итогам формирования сводных по области списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, департамент труда и социального развития области в недельный срок: информирует органы местного самоуправления о подтверждении наличия оснований для отнесения в соответствующую категорию граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Порядка. Информирование осуществляется по факсимильной связи или электронной почте (с обязательным последующим направлением информации почтовой связью); представляет указанные списки в Департамент развития муниципальных образований области для распределения и утверждения лимита средств федерального бюджета по муниципальным образованиям области (пункт 8).

Из смысла приведенного нормативного акта следует, что сводные списки на уровне области также как и на уроне муниципальных районов должны составляться по каждой категории граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта упомянутого Порядка, поскольку в пункте 8 идет речь о списках граждан, а не об одном списке.

В нарушение данного нормативного регулирования департаментом труда и социального развития Вологодской области сформирован единый сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который включены как инвалиды, так и ветераны боевых действий, что не может быть признано правильным.

Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, поскольку вывод суда об отказе в возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца субсидией на приобретение жилого помещения является правильным и соответствует действующему законодательству.

У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки данного вывода суда, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в сводном списке перед истцом состоят на учете 49 граждан – ветеранов боевых действий, а у истца нет права на внеочередное предоставление субсидии, которая предоставляется в хронологической последовательности со дня постановки на учет.

При этом судебная коллегия учитывает, что первый из ветеранов боевых действий З.А.И., указанный в упомянутом сводном списке, состоит на учете с <ДАТА>.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Беляева А.А. по доверенности Л.С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Коничева

Судьи: С.В. Мищенко

Н.М. Чистякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200