Апелляционное определение № 33-3331 от 10 августа 2012года



Судья Кузнецов А.Г.

№ 33- 3331 /2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

10 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Вахониной А.М., Жидковой О.В.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной

жалобе Шадруновой И.А. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03 августа 2012 года, которым в удовлетворении заявления кандидата на должность главы муниципального образования поселок Чагода Шадруновой И.А. об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования п. Чагода Саповой О.А. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя Шадруновой И.А. по доверенности Соловьевой И.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

<ДАТА> Территориальной избирательной комиссией Чагодощенского муниципального района Сапова О.А. зарегистрирована в качестве кандидата на должность главы муниципального образования поселок Чагода Вологодской области.

<ДАТА> Территориальной избирательной комиссией Чагодощенского муниципального района Шадрунова И.А. зарегистрирована в качестве кандидата на должность главы муниципального образования поселок Чагода Вологодской области.

Шадрунова И.А <ДАТА> обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата – Саповой О.А. на должность главы данного муниципального образования, ссылаясь на нарушение указанным кандидатом избирательного законодательства. В обоснование требований указала, что действиями кандидата Саповой О.А. были нарушены требования пункта «г» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67 и были совершены действия, расценивающиеся как подкуп.

В дополнительных экземплярах газеты «...» от 27 июля 2012 года, где содержится агитационный материал о Саповой О.А., не были указаны обязательные данные: наименование, юридический адрес, данные о лице, заказавшем материал и о лице, изготовившем его, информация о тираже, об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата. Таким образом, отсутствие указанных сведений дает основание сомневаться в том, что агитационный материал оплачен из избирательного фонда кандидата.

Агитационный материал опубликован с нарушением закона. Изложенные в газете «...» сведения о кандидате являются агитацией голосовать «за» данного кандидата, воздействуют и формируют мнение избирателей в пользу данного кандидата; материал оплачен из избирательного фонда Саповой О.А.

Таким образом, использование в нарушение закона агитационных материалов в рамках избирательной компании, является подкупом мнения избирателей.

В судебном заседании Шадрунова И.А. и представитель Шадруновой И.А. по доверенности Соловьева И.В. заявленные требования поддержали.

Сапова О.А. с заявленными требованиями не согласилась и просила в удовлетворении отказать.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Чагодощенского муниципального района Салихов А.А. также просил отказать в удовлетворении заявления Шадруновой И.А.

Прокурор Чагодощенского района Вологодской области Мазуров В.В. указал на то, что отсутствуют правовые основания для отмены регистрации в кандидаты на пост главы муниципального образования поселок Чагода Саповой О.А. и просил в удовлетворении заявления отказать.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Шадрунова И.А. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности по основаниям, аналогичным основаниям искового заявления. Принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Сапова О.А., Салихов А.А. просят решение Белозерского районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадруновой И.А. без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).

Порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Вологодской области регламентированы Законом Вологодской области от 21 ноября 2011 года №2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области (далее - Закон Вологодской области №2646-ОЗ).

Как следует из пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

-подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

-совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

-позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

- в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

- относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 статьи 34 Закона Вологодской области №2646-ОЗ, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, предусмотренного настоящим законом, соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, подписей и даты внесения подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, проверке подлежат все представленные подписи, собранные в поддержку выдвижения каждого кандидата. Для этого избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены участковых избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Часть 2 статьи 56 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень оснований считать те или иные действия кандидата подкупом избирателей.

В частности в соответствии с указанной нормой кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 4, 5 статьи 48 Закона Вологодской области №2646-ОЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами в данную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Разрешая заявление Шадруновой И.А., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности обстоятельств, по которым оспаривается регистрация Саповой О.А., а именно: осуществление ей подкупа избирателей, поскольку действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей или незаконная благотворительная деятельность только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.

Часть 2 статьи 56 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывает на то, что не является подкупом избирателей бесплатное распространение печатной информации.

Доводы заявителя о том, что Саповой О. А. для оплаты агитационного материала были использованы средства не из избирательного фонда кандидата, основаны на предположениях, поскольку не подтверждаются материалами дела, каких-либо доказательств этого суду не представлено.

Напротив, как следует из материалов дела, Сапова О.А. за счет средств избирательного фонда приобрела и распространила печатное издание газету «Искра». Действия Саповой О.А. в данной части соответствовали требованиям Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поскольку доказательств, подтверждающих факт нарушения Саповой О.А. законодательства о выборах суду не представлено, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным и необоснованным постановления ТИК Чагодощенского муниципального района от 20 июня 2012 года о регистрации Саповой О.А. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования поселок Чагода Вологодской области.

Вывод суда является результатом оценки доказательств, представленных сторонами и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадруновой И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: А.М. Вахонина

О.В. Жидкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200