Судья Гоглева Н.В. № 33-3372/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 22 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Жидковой О.В., Теплова И.П., при секретаре Поликиной Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.04.2012, которым на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области возложена обязанность по принятию мер к содержанию автомобильной дороги <адрес> «без снежного наката» (участок автомобильной дороги <адрес>) начиная с наступления зимнего периода 2012 года. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: 13.01.2012 прокурор Бабушкинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области о принятии мер по исключению содержания автомобильной дороги <адрес> «под накатом» с использование химических противогололедных материалов или комбинированных гололедных материалов. Мотивировал требования тем, что содержание автомобильной дороги <адрес> на участке <адрес> в зимний период времени «под накатом», т.е. расчистка снега и обрабатывание противогололедными материалами в виде песчано-гравийной смеси (далее ПГС) является необоснованным и противоречит статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В судебное заседание прокурор Бабушкинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и об изменении исковых требований, в котором просил обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области принять меры по содержанию автомобильной дороги <адрес> «без снежного наката» (участок автомобильной дороги от <адрес>) начиная с наступления зимнего периода 2012 года. Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Анисимова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения измененных исковых требований, считая их незаконными. Представитель третьего лица ГП ВО «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» по доверенности Невзорова О.А. измененные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель третьего лица ОАО «ВологдаАвтодороги» по доверенности Окружнова Г.В. измененные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, полагая, что содержание дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Представитель третьего лица УГИБДД по доверенности Забалуев А.В. измененные требования поддержал, полагая, что их удовлетворение положительно скажется на безопасности дорожного движения. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Гузилов Н.П. просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права. Ссылается на отсутствие надлежащего финансирования. В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Бабушкинского района считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в ноябре, декабре 2011 года из-за погодных условий, выразившихся в виде снегопада, а затем повышения и понижения температуры на автомобильной дороге <адрес> образовалась зимняя скользкость в виде гололеда, которая своевременно не была ликвидирована, что привело к затруднению движения автотранспортных средств и повышению риска совершения дорожно- транспортных происшествий на данном участке автодороги. В результате образовавшейся ситуации на автодороге <адрес> органы местного самоуправления во избежание дорожно-транспортных происшествий приостановили автобусное сообщение. Постановлением Правительства Вологодской области от 30.06.2009 № 1006 принято Положение «О Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области», согласно которому Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области. Основной задачей Департамента является обеспечение реализации государственной политики области в сфере осуществления дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения в области. Балансодержателем автомобильной дороги <адрес> проходящей по территории <адрес> является Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Согласно государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения №1-24 от 29.12.2010 (а впоследствии государственному контракту № 1-58 от 26.12.2011), заключенному между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее Департамент, Заказчик) и Государственным предприятием Вологодской области «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» (далее ГП ВО «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок», Дирекция, Подрядчик), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнения полного комплекса работ по содержанию дорог согласно установленным приложениям. При этом ГП ВО «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании денежных средств поступивших из Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, которые в свою очередь поступают из областного бюджета, а также определенного перечня работ проводимых по автодороге <адрес> в зимний период времени. Требованием Департамента к Дирекции является содержание автомобильной дороги <адрес> в зимний период времени «под накатом», т.е. расчистка снега и обрабатывание противогололедными материалами в виде песчано-гравийной смеси (далее ПГС). 13.12.2011 отделом ГИБДД МО МВД России «Тотемский» проведена проверка исполнения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и Государственным предприятием Вологодской области «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок» законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог на территории Бабушкинского района. В частности, было проведено обследование состояния автомобильной дороги <адрес>. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 (Далее ГОСТ Р 50597-93). В разделе 1 данного нормативного акта указано, что настоящий стандарт с 01.01.1995 распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементнобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Автомобильная дорога <адрес>, согласно классификации ГОСТ Р 50597-93 относится к группе В, то есть автомобильная дорога с интенсивностью движения менее 1000 автомобилей в сутки. Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаром, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна согласно абзацу 1 раздела 3 ГОСТ Р 50597-93 должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Согласно п. 3.1.6 и таблицы 4 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок ликвидации зимней скользкости с момента ее обнаружения до полной ликвидации для данной дороги составляет 6 часов. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р утверждено «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», где в пункте 1.1. указано, что настоящее Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период. Пункт 1.2 данного Руководства закрепляет, что работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93. И только лишь на дорогах с переходными и низшими типами дорожных покрытий и на грунтовых дорогах (автодорога <адрес> к таковым не относится) допускается снежный накат, (пункт 1.4. данного Руководства). В разделе 2 «дорожная классификация зимней скользкости» указанного руководства в пункте 2.1. закреплено, что все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дoрожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. В разделе 4 распоряжения Росавтодора от 25.11.2009 № 493-р «Об издании и применении ОДМ 218.003-2009 «Методические рекомендации по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия», который рекомендован к применению, в том числе и территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации (ДДХ и Т ВО в нашем случае) с 01.01.2010 указано, что вce виды снежно-ледяных отложений на поверхности автомобильной дороги приводят к возникновению зимней скользкости, снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием дороги и увеличению риска возникновения ДТП. Для детального учета погодных и дорожных условий все многообразие зимней скользкости на дорожном покрытии можно разделить на следующие основные виды: гололедица, «черный лед», гололед, снежный накат. 01.01.2004 введен в действие отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (Далее - ОДМ 218.0.000-2003), который устанавливает порядок и методику оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования. Согласно пункту 4.7, в настоящем Руководстве требования к уровню содержания автомобильной дороги зависят от уровня ее потребительских свойств, с этой целью требования, используемые при оценке уровня содержания дорог сгруппированы но группам. Автомобильная дорога Чекшино-Тотьма-Никольск на участке со 149,800 км по 171,890 км является дорогой 3 категории и coгласно классификации данного руководства, отнесена к группе Б. Согласно пункту 2.4 приложения № 3 OДM 218.0.000-2003, на автомобильных дорогах группы Б снежный накат не допускается. Приложение № 1 ОДМ 218.0.000-2003 определяет классификацию и описание типичных дефектов содержания автомобильных дорог. К дефектам зимнего содержания отнесены - зимняя скользкость, рыхлый снег, стекловидный лед, снежный накат (пункты 5.1 5.4 приложения). Таким образом, согласно выше обозначенных обязательных к исполнению требований ГОСТ Р 50597-93, а так же рекомендаций методических документов автомобильная дорога Чекшино-Тотьма-Никольск на участке со 149,800 км по 171,890 км в зимний период времени должна содержаться без наката, равно как и без любого из видов зимней скользкости. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в силу статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ...» отнесено к полномочиям органов государственной власти Субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (в данном случае ДДХиТ"). Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ...» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальномy ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность но обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. На уровне субъекта Российской Федерации Постановлением Правительства Вологодской области от 17.12.2010 № 1484 утверждены «Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области» (далее - Правила), которые определяют порядок организации и проведения работ по восстановлению транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, то есть работ по содержанию. Согласно пункту 8 Правил в случае если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств областного бюджета на очередной финансовый год ниже потребности, определенной соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, Департаментом разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог. Пункт 9 правил определяет приоритеты при разработке сметных расчетов, а именно - проведение работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе и борьба с зимней скользкостью. Таким образом, работы по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах Вологодской области отнесены к приоритетным, в связи с этим, финансирование на содержание дорог в зимний период года необходимо выделять в соответствии с фактической потребностью, достаточной для обеспечения условий безопасности дорожного движения. Разрешая заявленные требования суд первой инстанции установив, что автомобильная дорога <адрес> содержится «под накатом», т.е. с нарушением требований закона к эксплуатационному состоянию дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, что обусловлено требованием Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области к Государственному предприятию Вологодской области «Дирекция по строительству, содержанию автомобильных дорог и автобусных перевозок», содержащемся в государственном контракте на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения № 1-58 от 26.12.2011 (а ранее в государственном контракте №1-24 от 29.12.2010), пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложил на Департамент обязанность по принятию мер к содержанию указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями закона - без снежного наката. Судебная коллегия полагает, что поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.04.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий: О.Б. Аганесова Судьи: О.В. Жидкова И.П. Теплов