Судья Корытова И.Б. № 33-4082/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 28 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Соколовой М.В., Вахониной А.М., при секретаре Тарабукиной Е.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца по доверенности Вороновой М.Ю. на решение Череповецкого городского суда от 02 августа 2012 года, которым признаны несоответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению пункты 4, 7, 8 Приложения 3 к постановлению мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30 мая 2011 года № 2222». Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя мэрии города Череповца по доверенности Михайловой Г.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: постановлением мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30 мая 2011 года № 2222», опубликованном в газете «Речь» № 31 от 21 февраля 2012 года, внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением мэрии города от 30 мая 2011 года № 2222 (л.д. 7-8). Пунктом 1.4 постановления установлено, что приложение к программе считать приложением 1 и изложить в новой редакции (приложение 3). В числе документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и подлежащих представлению заявителем, содержащихся в приложении 3 к постановлению мэрии города от 16 февраля 2012 года № 788, указаны правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4), документы Архивного фонда Российской Федерации (пункт 7), нотариально удостоверенная доверенность – в случае обращения представителя заявителя (пункт 8) (л.д. 18). 29 июня 2012 года прокурор города Череповца обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части. В обоснование требований указал, что в ходе дополнительного изучения указанного постановления в порядке мониторинга правоприменения установлено, что пункты 4, 7, 8 данного перечня документов не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства. В связи с данными нарушениями закона мэру города Череповца прокурором города принесен протест с требованием привести постановление мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 в соответствие с действующим законодательством. Протест прокурора отклонен. Законом Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлен перечень документов, необходимых для принятия гражданина на учет по месту своего жительства. Документы, указанные в пунктах 4, 7, 8 приложения 3 к постановлению № 788, данным Законом не предусмотрены, полномочий по расширению перечня предоставляемых документов органам местного самоуправления не предоставлено. Просил признать пункты 4, 7, 8 приложения 3 к постановлению мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30 мая 2011 года № 2222» несоответствующими действующему законодательству и недействующими. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что постановление принято мэрией города Череповца в рамках предоставленных полномочий и соответствует законодательству. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе представитель мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права. Указывает, что изменения, внесенные в постановление мэрии города от 16 февраля 2012 года № 788, призваны конкретизировать установленный Законом области перечень документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в жилье, и никаким образом не изменяют и не дополняют его. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Исходя из содержания части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (части 1, 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансирования помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. В целях реализации названной программы постановлением Правительства Вологодской области № 1153 от 21 сентября 2011 года утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2012-2015 годы». Постановлением мэрии города Череповца от 30 мая 2011 года № 2222 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2013 годы, целью которой является создание системы бюджетной поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками программы, для решения ими жилищных проблем. В данное постановление постановлением мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 внесены изменения в приложение 1 к программе, которым утвержден перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и подлежащих предоставлению заявителем. Указанным перечнем предусмотрена обязанность заявителя предоставлять правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы Архивного фонда Российской Федерации, нотариально удостоверенная доверенность – в случае обращения представителя заявителя. Разрешая заявленные требования и удовлетворяя заявление прокурора города Череповца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для принятия гражданина на учет по месту своего жительства установлен статьей 3 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан». Вместе с тем, документы, указанные в пунктах 4, 7, 8 Приложения к постановлению мэрии города Череповца от 16 февраля 2012 года № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30 мая 2011 года № 2222» вышеуказанным Законом Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ не предусмотрены. Исходя из содержания части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 48 вышеприведенного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. Анализируя обстоятельства дела с учетом приведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора города Череповца, поскольку указание в перечне документов на необходимость представления излишних, не предусмотренных законом документов является обременительным для граждан и препятствует реализации ими своих конституционных прав на жилище. При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции, не содержат. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Череповца по доверенности Вороновой М.Ю. – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: М.В. Соколова А.М. Вахонина