апелляционное определение № 33-4032 от 26 сентября 2012 года



Судья Цветкова Л.Ю.

№ 33-4032/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

26 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Другове Д.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 24 июля 2012 года, которым решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области №... от 11 апреля 2012 года в части не включения Михайловой Н.В. в специальный стаж периодов работы: в должности заведующей - фельдшера здравпунктом «Станкозавод» Вологодской городской больницы № 1 с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года; в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года; в должности фельдшера (специалиста 1 категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года; в должности фельдшера Государственного учреждения «Управление по эксплуатации зданий администрации области» с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным и не порождающим правовых последствий.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области возложена обязанность включить Михайловой Н.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности заведующей - фельдшера здравпунктом «Станкозавод» Вологодской городской больницы № 1 с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года; в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» с 01 января по 01 декабря 2000 года; в должности фельдшера (специалиста 1-й категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года; в должности фельдшера Государственного учреждения «Управление по эксплуатации зданий администрации области» с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года и назначить Михайловой Н.В. трудовую пенсию по старости с 01 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Михайловой Н.В., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда, пенсионный орган) от 11 апреля 2012 года №... Михайловой Н.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как медицинскому работнику ввиду отсутствия 30-летнего специального стажа.

По состоянию на 24 февраля 2012 года специальный стаж у Михайловой Н.В. пенсионным органом определен в 6 лет 11 месяцев 10 дней.

При этом в такой стаж ей не зачтены периоды работы:

- с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом «Станкозавод» Вологодской городской больницы № 1;

- с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3»;

- с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года в должности специалиста 1 категории - медицинского работника здравпункта администрации Вологодской области;

- с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 год в должности фельдшера Государственного учреждения «Управление по эксплуатации зданий администрации области».

Михайлова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда о назначении трудовой пенсии по старости.

Ссылаясь на незаконность решения ответчика 11 апреля 2012 года №..., истица просила признать его недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия, обязать пенсионный орган зачесть в специальный стаж спорные периоды, возместить затраты по уплате госпошлины, ссылаясь, что, работая в указанных должностях, она занималась лечебной деятельностью, что дает ей право на пенсию по выслуге лет.

В судебном заседании Михайлова Н.В. свои требования уточнила, отказавшись от взыскания с ответчика в свою пользу расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иск поддержала.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Куваева Ю.В. требованиями истицы не согласилась, полагая решение пенсионного органа постановленным правильно.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на необоснованность включения в специальный стаж истицы периодов работы с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3»; с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года в должности фельдшера (специалиста 1-й категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области; с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года в должности фельдшера Государственного учреждения «Управление по эксплуатации зданий администрации области».

В возражениях на апелляционную жалобу Михайлова Н.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства, регулирующим правоотношения сторон спора.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01 ноября 1999 года может быть применено постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, затем постановление Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года № 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01 ноября 1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395.

Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Как следует из материалов дела, здравпункт как структурное подразделение муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» был организован администрацией Вологодской области в 1999 году.

Согласно трудовой книжке истицы Михайлова Н.В. 01 января 2000 года была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 3» на должность заведующей здравпунктом администрации Вологодской области. В связи с тем, что она работала в здравпункте в единственном числе, фактически ею выполнялись также должностные обязанности фельдшера при оказании доврачебной помощи сотрудникам этого учреждения при травмах, острых заболеваниях, отравлениях, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача (инъекции, перевязки, процедуры и т.д.), проведение профилактических прививок.

01 декабря 2000 года истица в порядке перевода в Государственное учреждение «Управление по эксплуатации зданий администрации области» продолжила выполнение тех же должностных обязанностей, сменив наименование должности на должность специалиста 1 категории (медицинский работник) без изменения функциональных обязанностей и рабочего места.

01 января 2009 года Михайлова Н.В. была переведена на должность фельдшера здравпункта Государственного учреждения Вологодской области «Управление по эксплуатации зданий», которое на основании постановления Правительства Вологодской области переименовано в бюджетное учреждение по обеспечению содержания и эксплуатации недвижимого имущества Вологодской области «Управление по эксплуатации зданий», где работает в указанной должности по настоящее время (л.д.10-12).

Из положения о фельдшерском здравпункте администрации Вологодской области от 17 января 2000 года, следует, что основной задачей здравпункта является оказание первичной доврачебной помощи сотрудникам администрации Вологодской области. Здравпункт возглавляет заведующий - фельдшер (л.д.120).

Согласно отчету о работе здравпункта Правительства Вологодской области от 30 декабря 2001 года и положению о нем от 02 апреля 2002 года фельдшерский здравпункт – структурное подразделение Государственного учреждения «Хозяйственное управление Правительства Вологодской области». Здравпункт возглавляет заведующий – фельдшер 1 категории (л.д.32, 36).

Должностная инструкция специалиста 1 категории медицинского работника Государственного учреждения «Хозяйственное управление» от 18 марта 2003 года свидетельствует о том, что на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «фельдшер» (л.д.37, 38).

Справкой бюджетного учреждения по обеспечению содержания и эксплуатации недвижимого имущества Вологодской области «Управление по эксплуатации зданий» от 24 июля 2012 года №... подтверждается факт работы Михайловой Н.В. в должности фельдшера с 01 декабря 2000 года по настоящее время.

Из карточки-справки за 2000 год, расчета расходов на содержание работника здравпункта, штатных расписаний за 2001-2012 годы следует, что в штате здравпункта был лишь один медицинский работник - Михайлова Н.А. Таким образом, доводы истицы о выполнении ею обязанностей фельдшера-заведующей здравпунктом в спорные периоды в течение полного рабочего дня, факт неизменности ее трудовых функций, несмотря на различное наименование занимаемой должности, подтверждены документально. Ответчиком в ходе слушания дела в суде первой инстанции, представленные стороной истца, документы не опровергались.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды истец фактически работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшером, которая предусмотрена Списком, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.

Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии, необходимый стаж, требуемый подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом спорных периодов у истицы имелся, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Михайловой Н.А. возложения на ответчика обязанности назначения ей трудовой пенсии с даты обращения в пенсионный орган.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку как следует из представленных истцом доказательств, характер работы истицы не изменился, должностные обязанности остались прежними, что свидетельствует о том, что в это время истица осуществляла лечебную деятельность, предусмотренную Списком.

Оценка представленных доказательств в их совокупности произведена судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны основаниям, указанным в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области №... от 11 апреля 2012 года, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, правильности его выводов не опровергают.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 24 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В.Образцов

Судьи: В.Н.Белякова

Л.В.Белозерова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200