Судья Власов М.С. № 33-3974/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 10 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Беляковой В.Н., Образцова О.В., при секретаре Николаевой Г.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шадрина С.С. и Шадрина Г.С. на решение Череповецкого городского суда от 13 июля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Шадрину С.С. и Шадрину Г.С. к мэрии города Череповца и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., судебная коллегия установила: Шадрин С.С. и Шадрин Г.С. обратились в суд с иском к мэрии города Череповца и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований истцы указали, что относятся к категории детей-сирот, поскольку их мать умерла 08 июля 1997 года, отец, лишенный родительских прав, умер 28 февраля 1999 года. В период с 1999 по 2003 годы они проживали и воспитывались в муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находясь на полном государственном обеспечении. Просили предоставить каждому вне очереди жилое помещение в соответствии с нормой предоставления не менее 18 квадратных метров общей площади. Истцы Шадрин С.С. и Шадрин Г.С. в судебное заседание не явились. Представитель истцов Саурин Р.А., действуя на основании доверенности, заявленные требования поддержал. Мэрия города Череповца и Департамент развития муниципальных образований Вологодской области своих представителей в судебное заседание не направили. В письменных возражениях ответчики требования истцов не признали, указав, что правом на внеочередное предоставление жилья обладают граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных учреждениях вправе претендовать на получение жилья в определенных законом случаях, к которым отнесены: отсутствие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, если имеющееся у них жилье будет меньше установленной органом местного самоуправления учетной нормы, в случае признания закрепленного жилья непригодным для проживания, либо его утраты в результате пожара или стихийного бедствия, если при вселении в это жилье они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав и отсутствует возможность обмена этого жилья, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей десять и более лет. Истцы с заявлениями о предоставлении жилого помещения в мэрию города Череповца не обращались, документов о наличии либо отсутствии закрепленного за ними жилого помещения не предоставляли. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Шадрин С.С. и Шадрин Г.С. ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом их права на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение вынесено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья законодателем связано не только с окончанием пребывания названных лиц в любом из вышеперечисленных учреждений, но и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы, а также подтверждением ими документально нуждаемости в жилом помещении. Материалами дела установлено, что Шадрин С.С. <ДАТА> рождения и Шадрин Г.С. <ДАТА> рождения, по причине смерти матери и лишения отца родительских прав, который впоследствии умер, постановлением мэрии города Череповца от 02 марта 1999 года №... были направлены на воспитание в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проживали по 23 мая 2003 года, находясь на полном государственном обеспечении. 09 июня 2012 года истцы обратились в суд с иском о понуждении ответчиков предоставления каждому из них отдельного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления по Вологодской области. Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении иска, поскольку <ДАТА> 2012 года истец Шадрин С.С. достиг возраста 23 лет. В мэрию города Череповца по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях истцы не обращались, документов, подтверждающих нуждаемость в жилье, не предоставляли. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов о предоставлении им жилого помещения на условиях социального найма в рамках реализации гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим основаниям. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Статья 8 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» возлагает финансирование мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства в области за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом об областном бюджете. Статьей 22 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и в порядке, установленных законом области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». В соответствии со статьей 3 вышеназванного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных учреждениях вправе претендовать на получение жилья в определенных законом случаях, к которым отнесены: отсутствие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, если имеющееся у них жилье будет меньше установленной органом местного самоуправления учетной нормы, в случае признания закрепленного жилья непригодным для проживания, либо его утраты в результате пожара или стихийного бедствия, если при вселении в это жилье они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав и отсутствует возможность обмена этого жилья, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей десять и более лет. Истцы по данному делу до настоящего времени с заявлением о предоставлении жилья в мэрию города Череповца не обратились, свою нуждаемость в жилом помещении документально не подтвердили. При этом следует учесть, что Шадрин Г.С. не лишен права обратиться с соответствующим заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях как лица, относящегося к категории детей-сирот, имеющего права на внеочередное предоставление жилья до исполнения ему возраста 23 лет. При таких обстоятельствах оснований для вмешательства в состоявшееся решение суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадрина С.С. и Шадрина Г.С. – без удовлетворения. Председательствующий: И.Н.Бочкарева Судьи: В.Н.Белякова О.В.Образцов