апелляционное определение № 33-3941 от 05 октября 2012 года



Судья Холминов А.А.

№ 33-3941/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

05 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Баландиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Моисеевой Ю,С. на решение Череповецкого городского суда от 26 июля 2012 года, которым Моисеевой Ю,С. отказано в удовлетворении иска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Моисеевой Ю.С., представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области Копыльцовой Л.А. и Поздняковой Е.С., судебная коллегия

установила:

Моисеева Ю.С. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области (далее Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области, работодатель) о взыскании пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

В обоснование своих требований истица указала, что с 04 февраля 2002 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимая должность главного государственного инспектора отдела выездных проверок №....

Работодателем с 22 октября 2007 года по 25 марта 2008 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с 26 марта 2008 года по 13 декабря 2010 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

При расчете среднего заработка для выплаты пособий в связи с предоставлением вышеназванных отпусков ответчиком не были учтены полученные ею суммы материального стимулирования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611, единовременные выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска, премии за 2006 и 2007 годы, что, по мнению истицы, является незаконным, так как эти суммы входят в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда и на них начислялся единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Просит взыскать с ответчика 65879 рублей 51 копейку, составляющих сумму недополученных пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, ссылаясь на нарушение работодателем статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В судебном заседании Моисеева Ю.С. заявленные требования уточнила, настаивая на взыскании с ответчика пособия по беременности и родам в сумме ... рублей ... копеек, а также по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копеек.

Представители Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области Осмякова Т.Г. и Позднякова Е.С. с требованиями истицы не согласились, пояснив, что стимулирующие выплаты не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Размер пособий истцу был исчислен в соответствии с действовавшим в то время порядком. В Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области выплата материального стимулирования начала осуществляться в декабре 2007 года. При исчислении истице пособия по беременности и родам её средний заработок был рассчитан, исходя из заработной платы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению страхового случая, то есть за период с октября 2006 года по сентябрь 2007 года. В этом периоде Моисеевой Ю.С. суммы материального стимулирования не выплачивались.

ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования (далее также – Фонд), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило. В письменных возражениях оставило разрешение исковых требований на усмотрение суда, указав на возможность учета выплат, указанных истцом при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, если они предусмотрены оплатой труда и на них начислялся единый социальный налог.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Моисеева Ю.С. просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований Моисеевой Ю.С. судом сделан вывод о правильном исчислении ответчиком пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, поскольку при расчете среднего заработка часть полученных работником денежных сумм в счет оплаты выполненного труда в него не была включена ввиду того, что они не входят в денежное содержание гражданского служащего.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

До 1 января 2010 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее Закон № 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 375 (далее Положение).

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из денежного содержания, начисленного за отработанное время.

При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при расчете названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

В соответствии с пунктом 4 Положения в заработок, из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, непосредственно не связанные с трудовым процессом и не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).

Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (пункты 1 и 2) установлено, что с 1 января 2007 года и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Однако в 2006 и 2007 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона № 255-ФЗ:

- выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда;

- выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

С 1 января 2010 года такие пособия исчисляются в порядке, установленном статьей 14 Закона № 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.

Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.

Если на суммы материального стимулирования, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.

Как установлено судом первой инстанции, Моисеева Ю.С. с 04 февраля 2002 года состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области, выполняя обязанности главного государственного инспектора отдела выездных проверок №....

Работодателем истице с 22 октября 2007 года по 25 марта 2008 года был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с 26 марта 2008 года по 13 декабря 2010 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом исчисление причитающихся к выплате пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком произведено ответчиком без учета полученных истцом сумм материального стимулирования, единовременных выплат к отпуску и премий, что послужило основанием для ее обращения с настоящим иском в суд.

Анализируя данные нормы права, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не учел, что выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании названного Постановления Правительства Российской Федерации № 611 и Приказа № 90н суммы материального стимулирования включаются в средний заработок при исчислении пособий, поскольку на них начислялся единый социальный налог.

Факт начисления и уплаты на них единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, не оспаривался представителями Инспекции в ходе судебного разбирательства спора.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также премии включаются в денежное содержание государственного гражданского служащего для последующего расчета среднего заработка, так как эти выплаты поименованы статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания государственного гражданского служащего.

Учитывая положения вышеуказанных норм закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

При определении размера доплаты пособия по беременности и родам и доплаты пособия по уходу за ребенком, подлежащих взысканию в пользу Моисеевой Ю.С., судебная коллегия полагает возможным принять расчет, представленный истцом, в силу следующего (л.д.17-18).

В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года) пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Федеральными законами от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», от 21 июля 2007 года 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» максимальный размер пособия по беременности и родам на периоды с 01 сентября 2007 года и 2008 год был определен в 23400 рублей.

Из статьи 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона № от 05.12.2006 N 207-ФЗ) следует, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Из статьи 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» следует, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Федеральными законами от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком на периоды с 01 января по 30 июня 2008 года, с 01 июля по 31 декабря 2008 года и 2009 год был определен в 6510 рублей, 6630,44 рублей и 7492,40 рублей соответственно.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05 декабря 2006 года № 207-ФЗ) порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительство Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» постановлено, что с 1 января 2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В силу статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка на 12 месяцев на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В случае, если размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленные в порядке, установленном настоящей статьей, превышают максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленные в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона, указанные пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах.

Согласно расчету, представленному ответчиком, истица не имеет права на доплату пособия по беременности и родам, поскольку в данном периоде не производились выплаты сумм материального стимулирования. Доплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила ... рублей.

Судебная коллегия считает, что лишение истицы права на перерасчет пособия по беременности и родам не соответствует обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно расчетным листкам за период с октября 2006 года по сентябрь 2007 года Моисеевой Ю.С. выплачено премий, сумм материальной помощи и единовременных выплат на общую сумму ... рублей, которые, вопреки действующему на момент назначения пособия по беременности и родам законодательству, не были учтены ответчиком при расчете среднего заработка истицы (л.д.22-33).

С учетом указанной суммы размер доплаты пособия по беременности и родам, выплаченного Моисеевой Ю.С., составит ... рублей ....

Согласно расчетным листкам за период с марта 2007 года по февраль 2008 года истице выплачено премий, сумм материальной помощи, единовременных выплат, суммы материального стимулирования всего на ... рублей, которые также не были включены ответчиком при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (л.д.27-38).

С учетом данной суммы размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит ... рублей....

Принимая во внимание, что данный размер пособия превышал его максимальный размер с учетом районного коэффициента, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежало выплате в пользу Моисеевой Ю.С. в максимальном размере: с 01 января по 30 июня 2008 года в сумме 8137,50 рублей (6510*1,25), с 01 июля по 31 декабря 2008 в сумме 8288,05 рублей (6630,44*1,25), с 01 января по 31 декабря 2009 года в сумме 9365,50 рублей (7492,40*1,25).

Таким образом, за период с 26 марта 2008 года по 30 июня 2009 года ответчик должен был выплатить истице ... рублей вместо выплаченных ... рублей.

Следовательно, сумма доплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит ... рублей.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает за основу расчет доплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставленный истицей, поскольку сумма доплаты, определенная ответчиком в размере ... рублей превышает сумму доплаты, заявленную к взысканию Моисеевой Ю.С.

Учитывая положения вышеуказанных норм закона и установленные по делу обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Череповецкого городского суда от 26 июля 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Моисеевой Ю,С. удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области в пользу Моисеевой Ю,С. в качестве доплаты пособия по беременности и родам ... рубля ... копеек, доплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ... рублей ... копеек, а всего ... рублей ... копеек.

Председательствующий: О.В.Образцов

Судьи: В.Н.Белякова

Л.В.Белозерова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200