Судья Кузьмин А.А. № 33-3208/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 10 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Жидковой О.В., Соколовой М.В., при секретаре Изотовой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Кубенское-Ресурс» на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 13.06.2012, которым обязано общество с ограниченной ответственностью «Кубенское-Ресурс» осуществить следующие мероприятия: - в срок до 31.12.2012 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин, расположенных в ... Вологодского муниципального района; - в срок до 01.03.2013 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект; - в срок до 01.03.2013 направить в уполномоченный орган - Отдел геологии и лицензирования по Вологодской области все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами; - в срок до 01.03.2013 обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в реку ..., через выпуск №... в реку ...; - в срок до 01.03.2013 провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района из 13 артезианских скважин, расположенных в ... Вологодского муниципального района по показателям: мутность, жесткость общая, окисляемость перманганентная, железо общее, общее микробное число, в соответствии с нормативами качества СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Иванова Е.В., представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Кубенское-Ресурс» по доверенности Наклейщикова К.В. и Малковой В.И., судебная коллегия установила: 25.04.2012 Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной прокуратуры обратился с иском в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Кубенское-Ресурс» (далее ООО «Кубенское-Ресурс», Общество) о разработке разрешительной документации, обеспечении нормативной очистки сбрасываемых сточных вод, проведении комплекса мероприятий по обеспечению качества питьевой воды. В обоснование требований указал, что ООО «Кубенское-Ресурс» является владельцем объектов водопользования. Основными видами деятельности ООО «Кубенское-Ресурс» является оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) физическим и юридическим лицам на территории Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района. ООО «Кубенское-Ресурс» получает воду из подземных источников - 13 артезианских скважин на основании договоров аренды №... от <ДАТА>, №... от <ДАТА> и №... от <ДАТА>, заключенных с администрацией Вологодского муниципального района. В ходе проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения ООО «Кубенское-ресурс» природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, выявлены следующие недостатки: - в нарушение статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999, пунктов 1.4, 1.6, 1.1, 1.13 Сан ПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», ООО «Кубенское-Ресурс» проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин не разработаны, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО не получено; - в нарушение статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ООО «Кубенское-Ресурс» при осуществлении эксплуатации водопроводных сооружений обеспечивает население Кубенского сельского поселения питьевой водой, несоответствующей гигиеническим нормативам качества. Данная вода не может использоваться в питьевых целях без предварительной водоподготовки, так как не безвредна по химическому составу, имеет неблагоприятные органолептические свойства, опасна в эпидемиологическом отношении. Создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, использующих данную воду в питьевых целях; - в нарушение требований статей 11 и 23 Федерального закона «О недрах» лицензия на право пользования недрами ООО «Кубенское-Ресурс» с момента начала осуществления деятельности (10.08.20) по настоящее время не получена; - в нарушение статьи 11, части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. От 29.12.2010) «Об охране окружающей среды» ООО «Кубенское-Ресурс» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов не разработаны и не утверждены в уполномоченном органе, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в уполномоченном органе не получено; - в течение 2011 года при исследовании сбрасываемых ООО «Кубенское-Ресурс» сточных вод через объекты водоотведения, владельцем которых является Общество, выявлены превышения установленных нормативов: ... по фосфатам, сульфатам, нитрит-иону, хлоридам, БПК; руч. ..., по фосфатам, аммоний-иону; ... по фосфатам, аммоний-иону, нитрит- иону, БПК5, сульфатам; ... по фосфатам, аммоний-иону, нитрит-иону, сульфатам. Просил возложить на ООО «Кубенское-Ресурс» следующие обязанности: - в срок до 31.12.2012 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин, расположенных в д. Морино (скважина №...), в д. Новое (скважины №..., №...); в с. Остахово (скважины №№..., №..., №...); в с. Кубенское (Алешино) (скважины №№..., №..., №...); в д. Высоково (Мынчаново) (скважина №...); в с. Кубенское (скважины №...) Вологодского муниципального района; - в срок до 01.03.2013 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект; - в срок до 01.03.2013 направить в уполномоченный орган - Отдел геологии и лицензирования по Вологодской области все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами; - в срок до 01.03.2013 года обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в реку ..., через выпуск №... в реку ...; - в срок до 01.03.2013 провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района из 13 артезианских скважин, расположенных в ... (скважина №...), в ... (скважины №..., №...); в ... (скважины №..., №..., №...); в с. Кубенское (Алешино) (скважины №..., №..., №...); в д. ... (скважина №...); в <адрес> (скважины №...) Вологодского муниципального района по показателям: мутность, жесткость общая, окисляемость перманганентная, железо общее, общее микробное число, в соответствии с нормативами качества СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В судебном заседании представитель истца помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры Кононов А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика ООО «Кубенское Ресурс» в судебное заседание не явился, просил об отложении дела в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание. Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Вологодской области и Роспотребнадзора по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В представленном отзыве Управление Управление Росприроднадзора по Вологодской области просило иск прокурора удовлетворить. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе ООО «Кубенское Ресурс» просит отменить решение суда по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на невозможность исполнения решения суда частично по причине отсутствия документов о праве собственности на земельные участки, где расположены артезианские скважины, поскольку данные земельные участки находятся в собственности Вологодского муниципального района, а также по причине отсутствия финансирования. В возражениях на апелляционную жалобу Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без его участия. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, полагает решение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм процессуального права. Как следует из материалов дела, пояснений сторон, решение суда непосредственно затрагивает права и законные интересы администрации Вологодского муниципального района, которая не была привлечена к участию в деле, что в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда и перехода к рассмотрению дела по апелляционной жалобе ООО «Кубенское Ресурс» по правилам производства в суде первой инстанции. С учетом указанных обстоятельств 17.08.2012 судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Кубенское-Ресурс» на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 13.06.2012 по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица администрации Вологодского муниципального района. В судебном заседании 26.09.2012 судебной коллегией по ходатайству администрации Вологодского муниципального района к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района. В суде апелляционной инстанции прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Иванова Е.В. изменил заявленные требования, просил: - в срок до 31.12.2012 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин; - в срок до 01.01.2014 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект; - в срок до 01.07.2014 направить в уполномоченный орган - Отдел геологии и лицензирования по Вологодской области все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами; - в срок до 01.11.2013 обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в реку ..., через выпуск №... в реку ...; - в срок до 01.07.2013 провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района из 13 артезианских скважин. Представители ответчика ООО «Кубенское-Ресурс» по доверенности Наклейщиков К.В. и Малкова В.И. исковые требования признали частично. Не оспаривая заявленные прокурором требования по существу, но ссылаясь на отсутствие финансирования и документов, подтверждающих право собственности на землю, на которой расположены объекты водопользовании, владельцами которых является Общество (13 артезианских скважин), просили установить иные сроки для устранения недостатков: - для разработки и направления на утверждение в уполномоченный орган проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин – 3 года (до 31.12.2015); - для разработки и направления на утверждение в уполномоченный орган проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект – до 31.12.2013; - для направления в уполномоченный орган - Отдел геологии и лицензирования по Вологодской области всех предусмотренных законом документов для получения лицензии на право пользования недрами – 3 года (до 01.03.2016); - для обеспечения обеспечить нормативной очистки сбрасываемых сточных вод и проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района из 13 артезианских скважин – до 2020 года. Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Вологодской области, Роспотребнадзора по Вологодской области, администрации Вологодского муниципального района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к следующему: На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Согласно пунктам 1.4. 1.6., 1.11,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Как следует из материалов дела ООО «Кубенское-ресурс» проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин не разработаны, положительное санитарно- эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО не получено. Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» установлено, что основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Отсутствие проекта зон санитарной охраны не позволяет эксплуатирующей организации ООО «Кубенское- Ресурс» правильно организовать режим хозяйствования данных источников водоснабжения и может привести к загрязнению водоносного горизонта в связи с неправильным использованием территории в районе ЗСО, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Вологодского муниципального района Вологодской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты персонифицировать которых невозможно) нарушены, поскольку отсутствие организации режима хозяйствования источников водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, создает угрозу причинения вреда здоровью населения в связи с подачей питьевой воды, не отвечающей эпидемиологическим и гигиеническим нормативам качества. Согласно статье 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20) также установлено: питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» в случае, если предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий данным требованиям. Вместе с тем, согласно содержащимся в материалах дела протоколам испытаний проб водопроводной воды, отобранных в 2011 году, наблюдается несоответствия питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения по: гигиеническим нормативам по показателям: мутность, жесткость общая, лз1сляем0сть перманганатная, железо общее, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 19 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и по микробиологическим и паразитологическим показателям: общее микробное число, того является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 19 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (протоколы испытаний №№ 2.0191, 2.0192, 2.0193, 2.0195, 2.0196, 2.0197 от 02.03.2011, №№ 2.0683, 2.0684, 2.0686, 2.0688, 2.0687, 2.0689 от 16.05.2011, № 2.0767 от 30.05.2011, №№ 2.0851, 2.0856, 2.0859 от 03.06.2011, №№ 2.1358, 2.1348, 2.1349, 2.1351, 2.1352, 2.1350, 2.1357,2.1360, 2.1361, 2.1362 от 30.08.2011, №№ 2.2118, 2.2119 от 19.12.2011). Из этого следует, что ООО «Кубенское-Ресурс» при осуществлении эксплуатации водопроводных сооружений обеспечивает население Кубенского сельского поселения, питьевой водой, несоответствующей гигиеническим нормативам качества. Данная вода не может использоваться в питьевых целях без предварительной водоподготовки, так как не безвредна по химическому составу, имеет неблагоприятные органолептические свойства, опасна в эпидемиологическом отношении. Создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, использующих данную воду в питьевых целях. Таким образом, имеет место нарушение прав потребителей, установленных статьей 19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. В данном случае граждане, как потребители, лишены возможности получать услуги питьевого водоснабжения соответствующего качества, что свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно преамбуле Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, положенной ниже почвенного слоя, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Следовательно, на порядок использования ООО Кубенское- Ресурс» воды из артезианских скважин распространяется законодательство Российской Федерации о недрах. В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами. Однако, такая лицензия у ООО «Кубенское-Ресурс» отсутствует. В связи с отсутствием лицензии на право пользования недрами контролирующими органами не определен порядок эксплуатации артезианских скважин, находящихся в ведении предприятия, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде. Отсутствие комплексного, рационального использования недр, в свою очередь, создает препятствия к их охране. Кроме того, использование недр ООО «Кубенское-Ресурс» осуществляется с нарушением принципа платности природопользования, установленного статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., статьей 39 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г. В силу статьи 1.2 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г. недра в границах территории Российской Федерации, включая поземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, следовательно, самовольное использование недр означает нарушение интересов Российской Федерации. Водоотведение ООО «Кубенское-Ресурс» осуществляет через четыре выпуска в водные объекты: - ручей ... на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13.12.2010; -ручей ... на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 17.09.2010; -река ... на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.09.2010; -река ...на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.09.2010. В соответствии с требованиями статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации сброс сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. При этом в пункте 10 статьи 2.3. решений о предоставлении водного объекта в пользование закреплены условия пользования водным объектом, а именно: максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей, которое определяется исходя из ПДК для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 №20, по ряду показателей - по проектным показателям эффективности работы ОСК. В силу части 4 статьи 35 Водного Кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00, утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000, предусмотрено, что для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска. Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2010) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона, ООО «Кубенское-Ресурс» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов не разработаны и не утверждены в уполномоченном органе, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в уполномоченном органе не получено. Из материалов дела следует, что в течение 2011 года при исследовании сбрасываемых ООО «Кубенское-Ресурс» сточных вод выявлялись превышения установленных в решении о предоставлении водного объекта в пользование показателей. Отсутствие у ООО «Кубенское-Ресурс» перечисленной разрешительной документации может повлечь за собой более крупные нарушения природоохранного законодательства, следствием которых является как создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Вологодском районе, так и ухудшение экологической ситуации в области в целом. За допущенные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Кубенское-Ресурс» привлекалось Управлением Роспотребнадзора Вологодской области, Управлением Росприроднадзора Вологодской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области к административной ответственности по статьям 6.5, 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно. Вместе с тем, указанные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения рассматриваемого спора, поскольку в силу пункта 4 статьи 4.1 названного Кодекса назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно части 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации защищаются гражданским законодательством. Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Учитывая, что заявленные прокурором требования подтверждены документально, основаны на приведенных выше нормах закона, по существу ответчиком не оспариваются, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора, установив при этом частично иные сроки устранения недостатков с учетом доводов ответчика об отсутствии надлежащего финансирования и документов, подтверждающих право собственности на землю, поскольку указанные обстоятельства от ООО «Кубенское-Ресурс» не зависят, а также с учетом фактически проведенных Обществом мероприятий по устранению недостатков. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского районного суда Вологодской области от 13 июня 2012 года – отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. Обязать ООО «Кубенское-Ресурс» осуществить следующие мероприятия: - в срок до 31.12.2014 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 13 артезианских скважин, расположенных в ... (скважина №...), в ... (скважины №..., №...); в ... (скважины №№..., №..., №...); в ... (Алешино) (скважины №№..., №..., №...); в д. Высоково (Мынчаново) (скважина №...); в ... (скважины №...) Вологодского муниципального района; - в срок до 01.01.2014 разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект; - в срок до 01.01.2015 направить в уполномоченный орган - Отдел геологии и лицензирования по Вологодской области все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами; - в срок до 01.11.2013 обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в ручей ..., через выпуск №... в реку Вологда, через выпуск №... в реку ...; - в срок до 01.07.2013 провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района из 13 артезианских скважин, расположенных в ... (скважина №...), в д. Новое (скважины №..., №...); в ... (скважины №№..., №..., №...); в ... (скважины №№..., №... №...); в д. Высоково (Мынчаново) (скважина №...); в ... (скважины №...) Вологодского муниципального района по показателям: мутность, жесткость общая, окисляемость перманганентная, железо общее, общее микробное число, в соответствии с нормативами качества СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: О.В. Жидкова М.В.Соколова