Судья Зимин В.А. № 33-4277/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 19 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Слепухина Л.М., Жидковой О.В., при секретаре Рогулиной Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам исполняющего обязанности главы Вологодского муниципального района Кокина В.С., главы Лесковского сельского поселения Ботвиной Т.Н. на решение Вологодского районного суда от 26 июля 2012 года, которым исковые требования прокурора Вологодского района удовлетворены. На администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность принять распоряжение о признании жилых домов, расположенных по адресам: Кубенское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Лесковское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Майское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Марковское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Новленское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Подлесное сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Семенковское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Спасское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Старосельское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>; Сосновское сельское поселение Вологодского муниципального района: <адрес>, аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Данное распоряжение принять в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На администрации сельских поселений Вологодского муниципального района возложена обязанность принять распоряжение о признании жилых домов, расположенных по адресам: Подлесное сельское поселение: <адрес>; Майское сельское поселение, <адрес>; Лесковское сельское поселение, <адрес>, Семенковское сельское поселение: <адрес>; Кубенское сельское поселение: <адрес> аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Данное распоряжение принять в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителей администрации Вологодского муниципального района Антоновой Е.К., Кубенского сельского поселения Рубцовой И.В., Новленского сельского поселения Ячменнова Д.В., заместителя прокурора Вологодского района Чурина И.В., судебная коллегия установила: прокурор Вологодского района обратился в суд с исками к администрации Вологодского муниципального района обязать принять решения о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу. В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой района, исполнения федерального законодательства при реализации национального приоритетного проекта «Доступное комфортное жилье — гражданам России» администрацией Вологодского муниципального района установлено, что межведомственной комиссией по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда Вологодского муниципального района произведены обследования жилых домов, расположенных по адресам: Кубенское сельское поселение: <адрес>; Лесковское сельское поселение: <адрес>; Майское сельское поселение: <адрес>; Марковское сельское поселение: <адрес>; Новленское сельское поселение: <адрес>; Подлесное сельское поселение: <адрес>; Семенковское сельское поселение: <адрес>; Спасское сельское поселение: <адрес>; Старосельское сельское поселение: <адрес>; Сосновское сельское поселение: <адрес>. По результатам обследования составлены заключения, согласно которым данные здания признаны аварийными - непригодными для постоянного проживания граждан и не подлежащими капитальному ремонту, так как выявленные дефекты технически не могут быть устранены. Однако, администрацией района не принято распоряжение о дальнейшем использовании указанных жилых домов, сроки переселения граждан не определены. Отсутствие данного распоряжения препятствует надлежащей реализации национального приоритетного проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России» на территории района. Кроме того, факт проживания граждан в ветхих аварийных домах создает реальную угрозу их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью иных лиц, посещающих данные здания. Путем подачи в Вологодский районный суд отдельных исковых заявлений по каждому дому прокурор Вологодского района просил обязать администрацию Вологодского муниципального района принять распоряжение о признании указанных жилых домов аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Определением Вологодского районного суда от 09 апреля 2012 года все эти гражданские дела объединены в одно производство. В судебном заседании 27 апреля 2012 года по ходатайству представителя ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Стрельниковой Л.С. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрации Майского, Подлесного, Новленского, Лесковского, Марковского, Спасского, Кубенского, Семенковского, Старосельского, Сосновского сельских поселений. В судебном заседании 20 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района. В судебном заседании заместитель прокурора Вологодского района Чурин И.В. исковые требования уточнил, отказался от требований в отношении жилых домов, расположенных по адресам: Семенковское сельское поселение, <адрес>, в связи с тем, что данные дома признаны пригодными для проживания. Пояснил, что в отношении 19 домов, расположенных по адресам: Подлесное сельское поселение: <адрес>; Майское сельское поселение: <адрес>; Лесковское сельское поселение: <адрес>; Семенковское сельское поселение: <адрес>; Кубенское сельское поселение: <адрес>, межведомственной комиссией Вологодского муниципального района даны заключения об их непригодности для проживания и сносе. Данные дома не относятся к муниципальной собственности района и находятся в частной собственности. Вопросы о расселении данных домов и сроках сноса должны решаться администрациями поселений, на территории которых находятся данные объекты недвижимого имущества. В отношении жилого фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, находящегося в муниципальной собственности Вологодского муниципального района, на основании ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении 81 жилого дома данный вопрос должен решаться собственником данных домов - администрацией Вологодского муниципального района. Довод ответчика о невозможности принятия соответствующего решения в отношении жилых домов, поврежденных огнем, расположенных по адресу: Подлесное сельское поселение, <адрес>, считает несостоятельным, указывая, что сведения о данных домах содержаться в реестре муниципальной собственности района, в данных домах имеются зарегистрированные по месту жительства граждане. Просил обязать администрацию Вологодского муниципального района принять распоряжение о признании жилых домов, расположенных по указанным выше адресам аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Данное распоряжение принять в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрации Подлесного, Майского, Лесковского, Кубенского, Семенковского сельских поселений Вологодского муниципального района принять распоряжение о признании указанных выше жилых домов аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Данное распоряжение принять в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Сажина В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагает, что орган местного самоуправления самостоятельно решает указанные вопросы, сам определяет сроки отселения лиц из указанных помещений, с учетом наличия бюджетных средств, жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в отзыве на иск указана аналогичная правовая позиция. Представители ответчиков – администраций: Майского сельского поселения - Смирнова Е.А., Марковского – Тютин М.В., Семенковского – Творилова О.В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что разрешение заявленных в иске требований относится к компетенции администрации района. Представитель ответчика администрации Новленского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представители ответчиков – администраций Подлесного, Спасского, Кубенского, Лесковского сельских поселений Вологодского муниципального района в судебное заседание не явились, представили отзывы на иск, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчика администрации Старосельского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что на территории поселения отсутствуют аварийные дома, подлежащие сносу. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы Вологодского муниципального района Кокин В.С., указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации района. В апелляционной жалобе глава Лесковского сельского поселения Ботвина Т.Н., указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение в части возложения на администрацию Лесковского сельского поселения обязанности принять распоряжение о признании дома <адрес>, аварийным и подлежащим сносу с указанием порядка его дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц. Указала, что администрация поселения не может принять указанное распоряжение без соблюдения ряда необходимых процедур. В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, просит оспариваемое решение оставить без изменения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей администраций: Вологодского муниципального района Антоновой Е.К., Кубенского сельского поселения Рубцовой И.В., Новленского сельского поселения Ячменнова Д.В., полагавших решение суда отменить, заместителя прокурора Вологодского района Чурина И.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, находит жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда отмене по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно исходил из того, что определение срока сноса дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, в собственности которого находятся жилые помещения, поскольку это предусмотрено законом. Вместе с тем, судебная коллегия находит необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что указанные вопросы подлежат разрешению в сроки, установленные судебным решением одновременно по всем домам, поскольку сроки сноса домов должны быть разумными. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений. Помещения, представляющие опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. На основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке по искам граждан или прокурора. Судом не учтено то обстоятельство, что сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, зависят от сроков строительства новых многоквартирных жилых домов для переселения указанных граждан и соответственно от наличия источников финансирования данного строительства. Однако, в реестр расходных обязательств Вологодского муниципального района не могут быть включены расходы по строительству муниципального жилищного фонда. Из материалов дела следует, что администрация района проводит мероприятия по переселению граждан из многоквартирных аварийных жилых домов только за счет средств финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и субсидий на софинансирование расходов за счет средств областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года. Поэтому ею принято решение о сносе и расселении только тех многоквартирных аварийных жилых домов, которые включены в областную адресную программу № 4 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Вологодской области № 689 от 10 июня 2011 года, и по которым определен источник финансирования и соответствующие средства предусмотрены в областном бюджете. В указанную программу подлежат включению только лица, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Однако нуждаемость значительной части граждан по конкретным домам не проверена. Кроме того, ряд аварийных жилых помещений находится в собственности граждан, поэтому отселение их должно производиться с соблюдением установленного законом порядка, установить при этом сроки отселения указанных лиц не представляется возможным. В связи с этим обоснованными являются доводы администрации района о том, что требования прокурора не согласуются с нормами бюджетного законодательства и возлагают на администрацию района обязанности по решению вопросов местного значения поселения, чем нарушается принцип самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления поселений и муниципального района. Указанный вывод следует из статьи 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с нормами статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Однако судебная коллегия считает, что перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, а, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий недопустимо. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают указанные вопросы, сами определяют сроки отселения лиц из указанных помещений, с учетом наличия бюджетных средств, жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Судебная коллегия полагает, что поскольку установление сроков отселения, признание необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ является компетенцией органа местного самоуправления, указанные вопросы должны решаться индивидуально в каждом конкретном случае, с учетом нуждаемости гражданина в жилом помещении и признания его малоимущим. Данные вопросы ответчиками решаются постепенно, о чем указано выше. При этом Законом не установлены сроки для принятия таких решений. Установление реальных и конкретных сроков расселения и сноса аварийных домов одновременно для всех указанных выше жилых помещений в настоящее время не представляется возможным в силу приведенных выше причин, такое решение суда будет являться заведомо неисполнимым. Кроме того, принятие решения о признании домов аварийными и подлежащими сносу является компетенцией межведомственной комиссии района, такие решения комиссией приняты по каждому дому, поэтому требование прокурора в этой части удовлетворению не подлежит. Судебная коллегия полагает, что отсутствие решения органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не препятствует получению гражданами жилых помещений во внеочередном порядке, в том числе путем обращения в суд с соответствующим иском, а также реализации национального проекта «Доступное комфортное жилье – гражданам России». Поэтому нарушений прав и свобод гражданина не имеется, препятствий к их осуществлению в данном случае не создано. Отсутствие указанного распоряжения не препятствует гражданину обратиться в орган местного самоуправления, в суд с требованием о защите своих жилищных прав (предоставлении жилого помещения). Права и законные интересы органа местного самоуправления также не нарушены. В связи с этим судебная коллегия также считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского районного суда от 26 июля 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым прокурору Вологодского района в удовлетворении искового заявления в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального района, к администрациям Кубенского, Майского, Лесковского, Подлесного, Семенковского сельских поселений Вологодского муниципального района о возложении обязанности принять распоряжение о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу с указанием порядка их дальнейшего использования и сроков отселения физических и юридических лиц – отказать. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи Л.М. Слепухин О.В. Жидкова