Судья Цыганова О.В. №7-380/2011 Решение г. Вологда 15 декабря 2011 года Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела жалобу Г. на решение судьи Тотемского районного суда от 18 ноября 2011 года, которым постановление инспектора ОДН по <адрес> Т. №... от <ДАТА> оставлено без изменения, жалоба Г. – без удовлетворения, установила: постановлением №... инспектора отдела надзорной деятельности по <адрес> Т. от <ДАТА> глава муниципального образования «...» Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей. Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Г. обратился с жалобой в суд, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование указал, что в нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении не указаны имя и отчество инспектора ОНД; указаны неверные сведения о лице, в отношении которого ведется административное производство; нет мотивированного решения; должностное лицо применило административное наказание в виде штрафа, т.е. наказание, не предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что в здании администрации МО «...» установка автоматической пожарной сигнализации не требуется, поскольку п.9 таблицы 1 НБП 11-03 и п.9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009 предусматривает наличие автоматической пожарной сигнализации в зданиях общественного и административно-бытового назначения, к которым, согласно свидетельства о госрегистрации права, здание администрации МО «...» не относится. Ссылка инспектора ОНД Т. на то, что план эвакуации не соответствует ГОСТу <ДАТА>.2009 является необоснованной. План эвакуации имеется, располагается на видном месте в здании, разработан ИП З., имеющим лицензию №..., согласован <ДАТА> с начальником ОГПН по <адрес> и утвержден главой администрации муниципального образования. В судебном заседании Г. доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что в настоящее время в административном здании по адресу: <адрес> <адрес> установлена автоматическая пожарная сигнализация и план эвакуации соответствует ГОСТ Р <ДАТА>-2009. Полагал, что в административном здании не должна устанавливаться сигнализация, но при поступлении в бюджет денег автоматическая пожарная сигнализация в здании была установлена. Представитель ОНД по <адрес> Т. с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое постановление оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В отзыве начальник ОНД по <адрес> Ф. с доводами жалобы не согласился. Указал, что постановление в полном объеме отражает обстоятельства административного правонарушения. Судьей вынесено приведенное решение. В жалобе Г. поставлен вопрос об отмене постановления и решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонраушения. Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему. В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с частью 1 статьи 38 приведенного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Аналогичные требования содержатся в ППБ-01-03, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. На основании пункта 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Здание по адресу: <адрес>, <адрес>, в котором проведена проверка, находится в собственности муниципального образования «...». Пунктом 2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, глава муниципального образования «...» является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Такими нормативными документами, примененными административным органом и судом, являются ППБ 01-03, 4НПБ 110-03. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; - категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток (пункт 4НПБ 110-03). Согласно пункту 4.5.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (введен в действие 01 июля 2010 года взамен государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р <ДАТА>-2002) разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах. Материалами дела подтверждается, что в момент проведения проверки имели место нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные пунктом 3 ППБ 01-03, нашедшие отражение как в материалах проверки, так и в оспариваемом решении. Следовательно, наличие вины должностного лица подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Вина главы муниципального образования «...» в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. Поскольку административное здание, в котором расположено муниципальное образование «...» имеет общественное назначение, несоблюдение вышеприведенных требований ППБ 01-03 в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие Правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения главой муниципального образования «...». Судом также установлено, что указанные помещения не относятся к помещениям, перечисленным в пункте 4 НПБ 110-03, защита которых автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации не требуется. Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет установить событие административного правонарушения. Существенных недостатков протокола, перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а так же отсутствия в нем иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в рамках срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом степени вины должностного лица и при установлении административным органом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, решила: решение судьи Тотемского районного суда от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, жалобу Г. – без удовлетворения. Судья Е.Г. Мальцева