Судья Чесноков И.В. № 7-78/ 2012 года РЕШЕНИЕ 28 февраля 2012 года г. Вологда Судья Вологодского областного суда Вершинина О.Ю., при секретаре Мартынове Д.А., рассмотрев жалобу директора ООО «...»« Ки. на решение судьи Вологодского городского суда от 01 февраля 2012 года, которым постановление по делу об административном правонарушении №... от 17 ноября 2011 года в отношении Ки. оставлено без изменения, жалоба Ки. - без удовлетворения, установила: постановлением №... государственного инспектора в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области В. от 17 ноября 2011 года Ки. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Не согласившись с указанным постановлением, Ки. в жалобе просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. ООО «...» не осуществляет хранения и захоронения отходов, а все отходы от своей деятельности передает для размещения специализированным организациям в соответствии с заключенными договорами. В результате деятельности ООО «...» не происходит негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, ООО «...» не обязано делать расчеты и вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Эта позиция изложена в возражениях на протокол по делу об административном правонарушении, однако не учтена при рассмотрении дела и мотивы ее непринятия не отражены в постановлении. Протокол по делу об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку главный специалист отдела экологического контроля комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды г.Череповца Х. не является государственным инспектором по охране природы. Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено по месту совершения административного правонарушения, т.е. в г.Череповце. Ки. не разъяснено его право на заявление ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства. В судебное заседание Ки. не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии. Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области В. считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, просит оставить его без изменения. Судьей постановлено приведенное выше решение. В жалобе Ки. просит об отмене решения судьи по мотиву его незаконности, указав в обоснование прежние доводы и дополнив, что его представитель по доверенности К. не была допущена к участию в рассмотрении жалобы. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника по доверенности от 31 января 2012 года К., прихожу к следующему. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7). Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в числе прочего и размещение отходов производства и потребления. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В силу статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Из письма Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 следует, что лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случаях, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещением отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещения отходов. Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц, в результате деятельности которых происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом «Об охране окружающей среды». Согласно правовой позиции содержащейся в Определении Конституционного суда РФ № 284- О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Из материалов дела следует, что при осуществлении своей деятельности по закупу и реализации лома черных и цветных металлов ООО «...» эксплуатирует офисное помещение по адресу <адрес> производственную базу по адресу: <адрес>. В договорах, заключенных ООО «...» со специализированными организациями ООО «...» и ЧМП «...», не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ООО "...". Материалы дела об административном правонарушении содержат доказательства того, что при осуществлении деятельности ООО «...» образовались отходы, имеющие коды в соответствии с ФККО: код 3533010013011 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; код 9120040001004 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); код 1871030001005 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; код 9120000000000 - смет с территории. Отходы, накоплены в урнах и в металлических контейнерах, установленных на производственной базе и в офисных помещениях общества, и далее специализированной организацией вывезены на свалку ТБО <адрес>. Вывоз отходов, образовавшихся от деятельности ООО «...» осуществляло ООО «...» на основании договора от 17.02.2011 №..., в 2010 году вывоз отходов осуществлял ЧМП «...» (представлены акты выполненных работ ЧМП «...» и ООО «...»: от 12.07.10 №..., от 26.08.10 №..., от 31.12.10 №..., от 11.03.11 №..., от 20.06.11 №...). В соответствии с представленными актами выполненных работ ЧМП «...» и ООО «...» вывезено на городской полигон ТБО отходов от деятельности ООО ...»: за 4 кв. 2010 г. - 0,75 куб.м., за 1 кв. 2011 - 1,5 куб. м., за 2 кв. 2011 - 1,5 куб. м. отходов. Из материалов дела следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов за 4 квартал 2010 года, и 1,2 кварталы 2011 года, ООО «... не внесена. Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ООО «...». Дело об административном правонарушении рассмотрено в г. Вологде, в соответствии с частью 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический контроль, законно и обоснованно, так как департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области не имеет территориальных подразделений на территории области, в том числе и в г. Череповце, на что обоснованно указано судом. Учитывая изложенное, в действиях директора ООО «...» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина подтверждается протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела в их совокупности. Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства учтены при назначении административного наказания, штраф Ки. назначен в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решила: решение Вологодского городского суда от 01 февраля 2012 года оставить без изменения, жалобу Ки.– без удовлетворения. Судья О.Ю. Вершинина