Судья Васильева Е.Э. №7-64/2012 Решение г. Вологда 27 февраля 2012 года Судья Вологодского областного суда Вершинина О.Ю. при секретаре Мартынове Д.А. рассмотрела жалобу Иа. на решение судьи Вашкинского районного суда от 23 января 2012 года, которым постановление главного государственного инспектора Вашкинского района по пожарному надзору Р. №... от 14 ноября 2011 года оставлено без изменения, жалоба Иа. – без удовлетворения, установила: постановлением главного государственного инспектора Вашкинского района по пожарному надзору Р. №... от 14 ноября 2011 года глава сельского поселения «...» Иа. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Иа. обратился с жалобой в суд, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено за нарушение Правил пожарной безопасности в здании МУ «...», расположенном в <адрес> деревни <адрес>, которое на момент проверки не было оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации, отсутствовала система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в здании отсутствовал запасной эвакуационный выход. Здание передано сельским поселением в оперативное управление МУ «...» на основании договора от <ДАТА> об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления муниципальным учреждением, приложением к договору, актом приема-передачи. Согласно пункту 3.1 данного договора обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности и техники безопасности в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, возложена на учреждение (Дом культуры). Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в здании МУ «...» несет муниципальное учреждение в лице директора С. Он состоит в должности главы сельского поселения, не входит в состав ни одной избирательной комиссии, и как должностное лицо субъектом административного правонарушения не является. В судебном заседании Иа. доводы жалобы поддержал, пояснил, что сельское поселение «...» является собственником здания ..., в соответствии с договором от 01 марта 2010 года здание передано в оперативное управление ..., право оперативного управления не зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. Учредителем МУ «...» является администрация сельского поселения ...», которая полностью осуществляет финансирование учреждения. Здание Дома культуры передано МУ «...» практически в том же состоянии, что и на момент проверки, выявившей недостатки. Все указанные в протоколе нарушения Правил пожарной безопасности устранены до проведения выборов, работы выполнены на основании договора, заключенного между МУ «...» и подрядчиком. Работы оплачивало сельское поселение. В 2012 году затраты в сумме ... рублей будут компенсированы путем выделения субсидий из областного бюджета. При отсутствии проверки со стороны пожарной службы работы по устранению имеющихся недостатков были бы выполнены в 2012 году. С ним, как с главой поселения место размещения избирательного участка не согласовывалось, поэтому ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности может быть возложена на председателя участковой избирательной комиссии. Судьей вынесено приведенное решение. В жалобе Иа. поставлен вопрос об отмене постановления и решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Иа., прихожу к следующему. В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с частью 1 статьи 38 приведенного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Аналогичные требования содержатся в ППБ-01-03, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. На основании пункта 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Здание МУ «...», расположенное по адресу: <адрес> в котором проведена проверка, находится в собственности муниципального образования сельское поселение «...», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от <ДАТА>. Решение об образовании избирательного участка в д. ... и месте его размещения принято главой администрации Вашкинского муниципального района И., что отражено в постановлении №... от 03 октября 2011 года. В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ней. В силу части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Договор №... от 01 марта 2010 года и право оперативного управления МУ ...» не был зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем суд обоснованно указал, что у МУ «...» не возникло право оперативного управления на указанное в договоре имущество, в том числе и на здание Дома культуры. Пунктом 2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, глава сельского поселения «Васильевское» является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Такими нормативными документами, примененными административным органом и судом, являются ППБ 01-03, НПБ 110-03, 104-03, СНиП 21-01-97. В момент проведения проверки здание Дома культуры не было оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03); в здании отсутствовала система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ-104-03), в здании отсутствовал запасной эвакуационный выход (СНиП 21-01-97). Следовательно, наличие вины должностного лица подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено. В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Вина главы сельского поселения «...» в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. Поскольку здание, в котором расположено МУ «...» имеет общественное назначение, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей. Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет установить событие административного правонарушения. Существенных недостатков протокола, перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а так же отсутствия в нем иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в рамках срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом степени вины должностного лица и при установлении административным органом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, решила: решение судьи Вашкинского районного суда от 23 января 2012 года оставить без изменения, жалобу Иа. – без удовлетворения. Судья О.Ю. Вершинина