Судья -Кузьмин С.В. №7а-161
РЕШЕНИЕ
г.Вологда 14 октября 2010 года
Судья Вологодского областного суда Петровская Л.Б.., при секретаре Торковой Т.Б, рассмотрев жалобу администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области на постановление судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 17.09.2010 по делу об административном правонарушении,
установила:
24.08.2010 в ходе проведения отделением государственного пожарного надзора по Кирилловскому району УГПН Главного управления МЧС России по Вологодской области планового мероприятия по контролю в отношении администрации сельского поселения Ферапонтовское выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации:
- у пожарных водоисточников в сельских населённых пунктах, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объёмные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
- на территории сельских населённых пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ;
- сельские населённые пункты (...) не оборудованы для целей пожаротушения пожарными мотопомпами;
- для населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к лесным массивам, не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой травы в летний период);
- здание администрации сельского поселения не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- здание администрации сельского поселения не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- не проводится в полном объеме противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, а так же содействие распространению пожарно-технических знаний;
- в поселении не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
- не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;
- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;
- не разработаны планы и программы развития территории, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
- в здании администрации распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определено и не оборудовано место для курения; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании рабочего дня; действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно- техническому минимуму, а также не назначен ответственный за их проведение;
- здание администрации не оборудовано устройством молниезащиты.
За указанные нарушения начальником отделения государственного пожарного надзора по Кирилловскому району УГПН Главного управления МЧС России по Вологодской области в отношении администрации сельского поселения Ферапонтовское составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением главного государственного инспектора Кирилловского района по пожарному надзору от 24.08.2010 материалы административного дела в отношении администрации сельского поселения Ферапонтовское направлены по подведомственности для дальнейшего рассмотрения в Кирилловский районный суд.
В ходе рассмотрения административного материала представитель администрации сельского поселения Ферапонтовское Трубников Н.Г. факт совершения административного правонарушения фактически признал. Однако полагал проведенную проверку несоответствующей требованиям Федерального закона Российской Федерации №294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как администрация сельского поселения Ферапонтовское не включена в план проведения проверок. Кроме того, проверка произведена в отношении юридического лица, с момента регистрации которого не прошло трех лет.
Постановлением судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 17.09.2010 администрация сельского поселения Ферапонтовское привлечена в административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с правомерностью наложения административного взыскания, администрация сельского поселения Ферапонтовское обратилась в суд с жалобой об отмене постановления судьи со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации сельского поселения Ферапонтовское Кузнецовой И.В., обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Во взаимосвязи со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса в обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, входит оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлекая администрацию сельского поселения Ферапонтовское к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергая ее административному наказанию в виде предупреждения, судья Кирилловского районного суда исходил из доказанности факта совершения административного правонарушения материалами административного дела и отсутствия нарушений при проведении плановой проверки со стороны проверяющего органа.
Вместе с тем, указанный вывод суда не соответствует нормам действующего законодательства.
Так, согласно частям 2, 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации №294-ФЗ от 26.12.2008 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ( далее – Федеральный закон №294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
При этом в силу части 8 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации №294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что указанные положения Федерального закона №294-ФЗ вступили в силу с 01.05.2009., проведение плановых проверок юридических лиц должно осуществляться на основании планов, составленных в соответствии с требованиями вышеназванного Закона и опубликованных в сети Интернет.
В распоряжении органа государственного надзора, органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки администрации сельского поселения Ферапонтовское от 30.06.2010 №136 указано, что целью проверки является реализация сводного плана проведения проверок на 2010 год, опубликованного на сайте Главного управления МЧС России по Вологодской области.
Однако ни в плане проведения проверок в 2010 году Управлением ГПН ГУ МЧС России по Вологодской области, опубликованном на сайте Управления ГПН ГУ МЧС России по Вологодской области, ни в плане проведения проверок органами государственного надзора и муниципального контроля в Вологодской области на 2010 год, утвержденном и опубликованном на сайте прокуратуры Вологодской области, администрация сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области не определена в качестве лица, в отношении которого в 2010 году планируется проведение плановой проверки.
Таким образом, указанное в распоряжении органа государственного надзора основание проведения плановой проверки не соответствует действительности, что в силу пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований к проведению проверки.
Кроме того, сельское поселение Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица 30.12.2009. Проведение в отношении него проверок, ранее включенных в планы проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности сельскими поселениями Ферапонтовское и Суховерховское, нарушает закрепленный действующим Федеральным законом №294-ФЗ принцип защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Следовательно акт проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица от 24.08.2010, протокол об административном правонарушении составлены в результате неправомерных действий представителей контролирующего органа, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве доказательства вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Ссылка в постановлении судьи Кирилловского районного суда на то, что применение ФЗ №-294 в части формирования плана и проведения плановых проверок на его основе возможно лишь с 01 января 2011 года ошибочна, противоречит приведенным выше нормам.
При таких обстоятельствах привлечение администрации сельского поселения Ферапонтовское к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведено незаконно, в связи с чем постановление судьи Кирилловского районного суда от 17.09.2010 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 1части 1 статьи 24.5 Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Кирилловского районного суда от 17.09.2010 по делу об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения Ферапонтовское отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Л.Б.Петровская