Судья Федорова Н.К. №7А-135/2011 Решение г. Вологда 13 сентября 2011 года Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Мартынове Д.А. рассмотрела жалобу ОАО «Северсталь» на постановление судьи Череповецкого городского суда от <ДАТА>, которым ОАО «...» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей, установила: на основании распоряжения начальника Управления по <адрес> Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Д. от <ДАТА> в период с <ДАТА> по <ДАТА> проводилась плановая проверка по соблюдению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ ОАО «...». В результате проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок учета прекурсоров. ОАО «...» осуществляет оборот веществ, входящих в таблицу III Списка IV Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА> №... «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», а именно: толуола, серной и соляной кислот, ацетона, метилэтилкетона, эфира серного, уксусной кислоты. Поставщиками прекурсоров в ОАО «...» являются: ООО «... ЗАО «..., ООО «...», ООО «...», ЗАО «...», ОАО «...», ОАО ...», ООО «...», ЗАО «... Также ОАО «... осуществляет производство толуола. Покупателями данного прекурсора являются ЗАО «...», ООО «... ООО «...», ООО «...», ООО ...», ООО «ТД ...», ООО ТД ...». В период с <ДАТА> по <ДАТА> форма журнала регистрации должна была соответствовать форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> №... «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Однако, в нарушение данного Постановления Правительства Российской Федерации на предприятии ОАО «...» данные журналы не велись. С <ДАТА> форма специального журнала регистрации операций с прекурсорами должна соответствовать форме, утвержденной пунктом 1 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее -Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций». В нарушение указанных Постановлений Правительства Российской Федерации приказ № 81 «О предоставлении информации» издан директором по производству - главным инженером ОАО «... <ДАТА>. В данном приказе определено, что руководствующему составу необходимо обеспечить заведение журналов регистрации операций с прекурсорами по форме, выполнение требований по ведению журналов, а также предоставление в Управление ФСКН России по <адрес> отчетов о количестве произведенного прекурсора по форме в определенные сроки. В соответствии с указанным приказом, а также на основании предоставленных справок Дирекции по снабжению и логистике оборот прекурсоров осуществляют следующие подразделения завода: коксохимическое производство, производство холодного проката, центр технического развития и качества, управление главного энергетика, управление транспорта, белоручейское рудоуправление, сталеплавильное производство, управление промышленной безопасности, отдел рабочего снабжения, доменный цех. На коксохимическом производстве ОАО «Северсталь» осуществляется производство толуола, в производстве применяется серная кислота. Специальные журналы регистрации операций с прекурсорами в ЦПХП 1 и ЦПХП 2 отсутствуют, что является нарушением ст. 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах». В нарушение пунктов 1-10, 12 Правил специальный журнал регистрации операций с прекурсорами, форма которого определена приложением к Правилам, за период с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации №... по настоящее время на коксохимическом производстве не заведен. На производстве холодного проката имеется 3 цеха: ЦТМ (КУ и УРСК), ЦПМ 1, ЦПМ 2 (УППМ и УОЛ). Имеется распоряжение начальника производства от <ДАТА> №...-ТБ «Во исполнение приказа директора по производству - главного инженера от <ДАТА> №...», в котором назначены ответственные лица за ведение и хранение специальных журналов. В ЦТМ (КУ и УРСК) журналы регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ ведутся, однако с грубыми нарушениями требований, предусмотренными ст. 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Не соблюдены нормы пункта 6 Правил: с <ДАТА> записи в журнал производит лицо, не ответственное за их ведение и хранение, не ведутся записи непосредственно после каждой операции на основании документов, подтверждающих совершение операции, документы, подтверждающие совершение операций или их копии не подшиваются в отдельную папку и не хранятся вместе с соответствующими журналами. В УППМ журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ ведется, однако с нарушением пункта 10 Правил, не указаны фамилия и инициалы лица, производившего запись в журнале. Мастер УППМ ЦПМ-2 Р. пояснил, что данный журнал заполняет Г., что является грубым нарушением статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В УОЛ журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, ведется с нарушениями требований статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункта 6 Правил - записи в журнале производит не лицо, ответственное за их ведение и хранение. Центр технического развития и качества состоит из 12 лабораторий, служб технического обслуживания, главного метролога, дефектоскопии, экспертизы. Специальные журнал регистрации операций с прекурсорами в ЦТРК отсутствуют; руководителем подразделения не назначены лица, в обязанности которых входит ведение данного журнала, что является нарушением ст. 30 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Порядок ведения и хранения журналов, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации №..., действовал до 22 июля 2010 года. С указанной даты действуют Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом». Однако, как установлено проверкой, в нарушение пунктов 1-10, 12 Правил, специальные журналы регистрации операций с прекурсорами, форма которого определена приложением к Правилам, за период с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации №... по настоящее время в ЦТРК не заведены. В Отделе рабочего снабжения специальные журнал регистрации операций с прекурсорами отсутствуют; руководителем подразделения не назначены лица, в обязанности которых входит ведение данного журнала, что является нарушением ст. 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В Управлении главного энергетика издано распоряжение и.о. начальника УГЭ – заместителя директора от <ДАТА> №...-ТБ «О выполнении приказа директора по производству - главного инженера от <ДАТА> №...». Назначены ответственные лица за ведение журналов и выполнение требований по ведению журнала. В ТЭЦ ПВС и ТЭЦ-ЭВС-2 журналы регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ ведется с нарушениями статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и пункта 6 Правил: записи в журналах производит не лицо, ответственное за их ведение и хранение, не производится записей непосредственно после каждой операции на основании документов, подтверждающих совершение операции. В связи с выявленными нарушениями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <ДАТА> в отношении ОАО «...» старшим оперуполномоченным Череповецкого МРО Управления ФСКН по <адрес> П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «... К. признала допущенные нарушения, указав, что ведение специальных журналов является мерой контроля, в ОАО ... учет прекурсоров ведется также иными средствами, поскольку прекурсоры являются объектами материального, бухгалтерского учета. ОАО «... производит только один прекурсор - толуол, количество производства которого, расход и распределение отражаются в специальных документах и все сведения по данному прекурсору своевременно направляются в УФСКН. Остальные прекурсоры поступают из других предприятий в различных количествах, начиная от цистерн до небольших емкостей, и в тех производствах, которые являются непрерывными, не всегда имеется возможность сразу указывать их расход. Представитель ЧМРО УФСКН России по <адрес> П. пояснила, что ею проводилась плановая проверка ОАО «...», были выявлены нарушения, указанные в протоколе, которые, по её мнению, являются существенными, создают предпосылки для хищения и изъятия прекурсоров из легального оборота, поэтому просила назначить наказание в виде максимального размера штрафа. Судьей вынесено приведенное постановление. В жалобе ОАО «... просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи малозначительностью административного правонарушения, поскольку фактов хищения прекурсоров с предприятия не было, в настоящее время все установленные в ходе проверки нарушения устранены, отсутствует существенная угроза общественным отношениям. Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя ОАО ... К. прихожу к следующему. Согласно статье 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой. В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации. В ходе проверки соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в ОАО «...» были выявлены нарушения правил учета прекурсоров, установленных Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 419 «О предоставлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом». Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,. .. устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «... судья исследовал представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела: протокол об административном правонарушении №... от <ДАТА>; копии паспортов качества продукции, перечень закупленных ОАО «...» прекурсоров за период с <ДАТА> по <ДАТА>, справку по отгрузке толуола потребителям, приказ от <ДАТА> №... «О предоставлении информации», объяснения мастера ПХП ОАО «...» М., объяснения мастера УППМ ЦПМ-2 ОАО «...» Р., объяснения лаборанта ТЭЦ-ПВС УГЭ ОАО ... объяснения начальника УГЭ ОАО «... Н., объяснения начальника ЦТРК ОАО «...» Ко., объяснения главного инженера КХП ОАО «... Р., объяснения начальника ЦПХП 2 КХП ОАО «...» Бл., объяснения начальника ОРС ОАО «... Бо. и другие, счел их достаточными, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях ОАО «... имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «...» К. согласилась с наличием выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пояснив, что все выявленные нарушения устранены. Довод жалобы о неправильном определении обстоятельств дела не может быть принят во внимание, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении ОАО «...» правил учета прекурсоров. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Довод жалобы о том, что в настоящее время все установленные в ходе проверки нарушения устранены, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 21 Постановления Пленума № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Согласно части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение наказания не освобождает лицо, привлекаемое к административной ответственности от исполнения обязанности за неисполнение которой административное наказание было назначено. Административное правонарушение, совершенное ОАО «...», не может быть признано малозначительным, поскольку данное правонарушение относится к категории нарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, решила: постановление судьи Череповецкого городского суда от 19 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу ОАО «...» - без удовлетворения. Судья Е.Г. Мальцева