Судья Леонова И.М. № 7А - 98/2012 РЕШЕНИЕ г. Вологда 26 июля 2012 года Судья Вологодского областного суда Соколова М.В., при секретаре Изотовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтальЭмаль» на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым общество с ограниченной ответственностью «СтальЭмаль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей, без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения установила: <ДАТА> ООО «СтальЭмаль» с целью помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в ОТОиТК Череповецкого таможенного поста представило декларацию на товар №... пигмент черный на основе оксида хрома, марка ... Указанный товар используется на предприятии ООО «СтальЭмаль» для придания черного цвета эмали, которая наносится на стальную посуду. В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ООО «СтальЭмаль», вместе с декларацией на товар представило свидетельство о государственной регистрации №... от <ДАТА>, выданное Управлением Роспотребнадзора по ..., на продукцию «... где указано, что данный товар «...разрешен для производства, реализации и использования для внутренних и внешних строительных работ жилых и общественных зданиях и сооружениях...» <ДАТА> старшим государственным таможенным инспектором ОТОиТК Череповецкого таможенного поста Вологодской таможни М.Е.Е. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по указанному факту. <ДАТА> старшим оперуполномоченным по ОВД ОАР Вологодской таможни П.Д.В, в отношении ООО « СтальЭмаль» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. В судебном заседании представитель Вологодской таможни по доверенности Старковский К.Г. суду пояснил, что в действиях ООО «СтальЭмаль» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав правонарушения является формальным, наступление вредных последствий не требуется. В судебном заседании представители ООО «СтальЭмаль» по доверенности Зернухина Е.Л., Михайлова О.В., Мосина Е.И., Курицын Ю.Н., пояснили, что нарушение таможенного законодательства произошло по ошибке, допущенной поставщиком товара. Каких-либо вредных последствий не наступило, ранее общество к административной ответственности не привлекалось. Судом постановлено приведенное выше постановление. В жалобе представитель общества с ограниченной ответственностью «СтальЭмаль» по доверенности Поликарпов А. Ю. просит постановление судьи отменить, как необоснованное и не отвечающее принципам справедливости. Указывает на то, что фактически ошибка была допущена не работниками ООО «СтальЭмаль», которые указали в декларации правильное назначение декларируемого товара, а работниками компании производителя и Управления Роспотребнадзора по ..., так как все необходимые документы для санитарно-эпидемиологического надзора, а именно протоколы испытаний, экспертное заключение, листы безопасности материалов, сертификаты на свободную продажу, декларации о соответствии фирмой-изготовителем были представлены. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Вологодской таможни Картаусова О.Д., прихожу к следующему. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7). Статья 16.2 часть 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за представление недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, и влечет наложение административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. В соответствии с п. 2 приложения к главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный порядок ввоза товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что предметом ведения РФ в области внешнеторговой деятельности является государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в РФ (ст. 6 Закона). В соответствии с ч. 2 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" на указанный товар при ввозе в Российскую Федерацию необходимо представление декларации о соответствии. В соответствии со статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары указываются следующие основные сведения: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и статистическая стоимость. Согласно п. 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения. Пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары должны быть указаны, в том числе, сведения о соблюдении ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров. Согласно п. 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. Пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Одним из условий выпуска товара в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза является предоставление лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации (п. 1 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза). Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, при декларировании товара ООО «СтальЭмаль» вместе с декларацией на товар №... пигмент черный на основе оксида хрома, марка ... представило свидетельство о государственной регистрации от <ДАТА> №... выданное Управлением Роспотребнадзора по ..., на продукцию «... где указано, что данный товар «...разрешен для производства, реализации и использования для внутренних и внешних строительных работ жилых и общественных зданиях и сооружениях...» Административным органом представлены доказательства, что при декларировании товара ООО «СтальЭмаль» представлены недействительные документы, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вступая в таможенные правоотношения, хозяйствующий субъект сталкивается с публичными правоотношениями, налагающими на него повышенную ответственность за качество и безопасность перемещаемых через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств, за достоверность предоставляемой таможенным органам информации и сопутствующих документов. С учетом публичного характера охраняемых законом интересов, общество несет повышенную ответственность за предоставляемые сведения вне зависимости от того, как получены указанные сведения: самостоятельно или с использованием услуг посредника. При таких обстоятельствах отклоняю довод заявителя об отсутствии вины в действиях общества, поскольку именно на декларанта возложена обязанность представлять в таможенный орган при декларировании товара достоверные сведения. Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств обратного не представлено. Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену судебного постановления. Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решила: постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтальЭмаль» – без удовлетворения. Судья Вологодского областного суда М.В. Соколова