Кассационное определение (отмена УДО)



дело № 22 - 964 - 2011 год судья Денисюк В.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Тверь 11 мая 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Тверского областного суда

в составе:

председательствующего Демьяновой Г.Н.

судей Власова А.А., Чеботаевой Е.И.

при секретаре Зиганшиной О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Удомельской межрайонной прокуратуры Тверской области Кадыкова А.А. на постановление Удомельского городского суда Тверской области от 21 марта 2011 года, которым отказано в удовлетворении представления начальника органа внутренних дел по Удомельскому району Тверской области об отмене условно-досрочного <данные изъяты> отношении

ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

осужденного 04 апреля 2005 года приговором Удомельского городского суда Тверской области по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;

по постановлению Московского районного суда г. Твери от 22 марта 2010 года освобожденного условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания на 2 года 4 месяца 9 дней, с возложением обязанностей не менять место жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, являться в указанный орган на регистрацию два раза в месяц.

Заслушав доклад судьи Чеботаевой Е.И., мнение прокурора Шалаева Ю.А., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

10 февраля 2011 года начальник отдела внутренних дел по Удомельскому району Тверской области ФИО5 обратился с представлением об отмене условно-досрочного освобождения в отношении ФИО1. В обоснование указывая, что 19 ноября 2010 года ФИО1 был поставлен на учет в отделе внутренних дел по <адрес> как лицо условно-досрочно освобожденное от дальнейшего отбывания наказания. На момент внесения представления неотбытый срок составляет 1 год 5 месяцев 19 дней. После освобождения ФИО1 ведет аморальный образ жизни – не трудоустраивается, злоупотребляет спиртными напитками, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ за невыполнение обязанностей, возложенных на него судом.

По результатам судебного рассмотрения дела в удовлетворении представления отказано.

В постановлении суд указал, что в соответствии с положениями ч. 6 ст. 79 УК РФ, контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

Таковым органом, в соответствии с положениями ст. 187 УИК РФ, следуя распространенному толкованию, должна являться уголовно-исполнительная инспекция.

Поскольку правовое положение условно-досрочно освобожденных по существу такое же, как и правовое положение условно осужденных (те же требования - не совершение нового преступления…, тот же испытательный срок, совпадающий в случае условно-досрочного освобождения с продолжительностью (сроком) неотбытой части наказания; те же последствия несоблюдения лицом возложенных на него требований – направление лица для отбывания назначенного судом наказания), то и контроль за той и другой категориями лиц должен осуществляться одним и тем же органом, а именно уголовно- исполнительной инспекцией.

В соответствии с положениями ч. 1 п. 5 ст. 399 УПК РФ вопросы, связанные с исполнением приговора рассматриваются судом по представлению учреждения или органа, в случаях указанных в статье 397 УПК РФ, то есть и при наличии оснований предусмотренных п. 4.1 ч. 1 данной статьи.

Уголовно-процессуальным законом правомерность обращения с представлением органа внутренних дел установлена только в случаях, предусмотренных п.п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК РФ, в отношении лиц, скрывшихся или уклонившихся от отбывания наказания.

В связи с чем суд пришел к выводу, что установление противоправного поведения осужденного ФИО1, как основания к отмене условно-досрочного освобождения, и представление об этом должно исходить от специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, то есть уголовно-исполнительной инспекции.

В кассационном представлении прокурор ставит вопрос об отмене постановления суда и направлении дела на новое рассмотрение, указывая, что выводы суда, изложенные в постановлении, основаны на ошибочном толковании законодательства. Начальник отдела внутренних дел по Удомельскому району Тверской области обратился в суд с представлением об отмене условно-досрочного освобождения в отношении ФИО1 в пределах своей компетенции, предоставленной Законом РФ «О милиции».

Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 УИК РФ в функции уголовно- исполнительной инспекции входит только осуществление контроля за поведением условно осужденных лиц, то есть лиц, отбывающих наказание.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 1997 года № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009года №142, на уголовно-исполнительные инспекции возложено исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено.

Контроль за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы на уголовно-исполнительные инспекции ни Уголовно- процессуальным кодексом РФ, ни Уголовным кодексом РФ, ни Уголовно-исполнительным кодексом РФ, ни иными нормативными правовыми актами не возложен.

Согласно п. 18 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» милиция обязана в пределах своей компетенции осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

Аналогичные положения содержатся и в п. 26 ст. 12 ФЗ от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», согласно которым на полицию возложена обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

К таким обязанностям относится и контроль за исполнением осужденными возложенных на них в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ обязанностей и соблюдением запретов.

Что касается ссылки суда в постановлении в обоснование своих выводов на положения ст. 399 УПК РФ, то она, как обоснованно указано в кассационном представлении прокурора, является ошибочной, поскольку эти статьи не содержат указание на конкретные органы - уголовно-исполнительные инспекции, являющиеся органами Министерства юстиции Российской Федерации, - полномочные осуществлять контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В указанных статьях предусмотрено только осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденного лица уполномоченным специализированным государственным органом.

Таким образом, начальник отдела внутренних дел по Удомельскому району Тверской области обратился в суд с представлением об отмене условно-досрочного освобождения в отношении Смородина Б.Е. в пределах своей компетенции, предоставленной Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».

Руководствуясь ст.ст. 377,378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Постановление Удомельского городского суда Тверской области от 21 марта 2011 года в отношении ФИО1 отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

Председательствующий

Судьи