о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, На основании Соглашения государств участниках СНГ обеспечение жилыми помещениями за счет государства в ВС проходил службу



                                                                                                                                                                                                                                                         Дело № 33- 2433 / 2011

КАССАЦИОННОЕ Определение

г. Тюмень                 16 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей Лаврентьева А.А., Плехановой С.В.,
при секретаре Мамедовой Е.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                     по кассационной жалобе истца Юдченко В.В. в лице представителя Князева Р.Г., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от <.......> г., на решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 марта 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Юдченко В.В. к Региональному управлению ФСБ РФ по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения – отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения истца Юдченко В.В. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Регионального управления ФСБ РФ по Тюменской области – Лосева А.В., действующего на основании письменной доверенности от <.......>., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Истец Юдченко В.В. обратился в суд с иском к ответчику Региональному Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту РУ ФСБ по ТО, Управление либо ответчик) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что с 1986 года служил в Вооруженных Силах СССР. В 1993г. был принят на военную службу в органы КГБ Киргизской Республики, откуда уволился 02.04.2007г., и прибыл на постоянное место жительства в г. Сургут, где проживает в настоящее время. По прибытии в Российскую Федерацию, в г. Сургут, истцу была назначена пенсия за выслугу лет с 01.04.2007г. В 2009- 2010 годах истец обращался к ответчику с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчиком в удовлетворении заявления было отказано, поскольку на основании Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках СНГ от 28.03.1997г. обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет того государства, в вооруженных силах которого проходили службу.

Истец Юдченко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Князев Р.Г., действовавший на основании нотариально удостоверенной доверенности от <.......>., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика РУ ФСБ РФ по Тюменской области Лосев А.В., действовавший на основании письменной доверенности от <.......>., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление из которого следует, что в соответствии со статьёй 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей в государствах – участницах СНГ заключенного 28.03.1997 года между странами – участницами Содружества Независимых Государств, для реализации своего права на получение жилого помещения истцу следует обратиться в орган безопасности Республики Киргизии, в котором он проходил военную службу.

Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец.

В кассационной жалобе Юдченко В.В. в лице представителя Князева Р.Г. просит об отмене решения суда, и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно - Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей государств – участников СНГ, заключенное 28.03.1997 года, так как оно для России не вступило в законную силу. Считает, что к возникшим правоотношениям применяется Соглашение между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года, которое подписано как Россией, так и Кыргызстаном, согласно которому государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Указанное соглашение вступило в силу и действует по настоящее время. Так же судом не дана оценка тому обстоятельству, что истец являлся гражданином СССР и в настоящее время является гражданином Российской Федерации. Кроме того, истец является военным пенсионером Российской Федерации, которому назначена пенсия в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. №О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В возражениях на кассационную жалобу ответчик РУ ФСБ по ТО в лице представителя Лосева А.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Юдченко В.B. с 14.10.1986 года по 01.12.1988 год проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах СССР. С 03.02.1993 года был принят на военную службу в органы КГБ Киргизской Республики (<.......>), и с 01.04.2007г. уволен с действительной военной службы. 02.04.2007 года прибыл на постоянное место жительство в город Сургут Российской Федерации.

В настоящее время ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно справке жилищно-бытовой комиссии УТ СНБ по Иссык-Кульской области Республики Кыргызтан истец с 14.09.1998 года по 01.04.2007 года состоял в очереди на получение жилья (л.д.43).

Из справок Управления Госрегистра Кыргызской Республики следует, что за истцом Юдченко В.В. и его супругой Юдченко О.А. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.38-39).

24.06.2010 года Юдченко В.В. обратился в РУ ФСБ РФ по Тюменской области с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку после увольнения с действительной военной службы он выбрал местом жительства г. Сургут, куда и прибыл. (л.д.29-30).

На заседании жилищно-бытовой комиссии РУ ФСБ по Тюменской области от 23.08.2010г. было принято решение об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма. Подготовлен ответ от 30.08.2010г. об отказе в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах участниках СНГ от 28.03.1997г. (л.д.32)

Отказывая в удовлетворении исковых требований Юдченко В.В., суд первой инстанции руководствовался «Соглашением Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств», которое заключено в г. Москве 28.03.1997г., и, исходил из того, что в соответствии со ст. 3 указанного Соглашения граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями но нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли. Государство-участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, указанные в настоящей статье, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранном) ими постоянному месту жительства на территории другого государства-)частника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнем) мест) службы (жительства) или, если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись. Порядок и сроки приобретения указанных жилых помещений определяются правительствами государств-участников на двусторонней основе.

Однако «Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года вступило в силу с 29.06.2001 года для Киргизии. Российская Федерация уведомления о выполнении государствами-участниками внутригосударственных процедур не сдала, для и Российской Федерации на 10.01.2011г. указанное соглашение в силу не вступило. Сведений о том, что Российская Федерация сдала указанное уведомление после 10.01.2011г. также не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что к возникшим правоотношениям указанное Соглашение от 28.03.1997г. применению не подлежит и поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Юдченко В.В. о признании незаконным решения РУ ФСБ Российской Федерации по Тюменской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения со ссылкой на указанное Соглашение от 28.03.1997г. является ошибочным.

Между тем, имеется «Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», которое заключено в г. Минске 14 февраля 1992 года, и вступило в силу, как для Российской Федерации, так и для Республики Кыргызстан. Соглашение от 14.02.1992г. является договором, закрепляющим общие принципы социальной защиты данной категории лиц и базирующимся на законах и других нормативных актах бывшего Союза ССР, и в силу указанного Соглашения за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего СССР( ст.1 Соглашения). Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентирован ст. 3 Соглашения от 14.02.1992г., в соответствии с требованиями которого, Государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями в соответствии законодательством государства пребывания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О статусе военнослужащих», за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суду следовало определить обстоятельства, имеющие значение для дела с учетом положений, изложенных в «Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», которое заключено в г. Минске 14 февраля 1992 года, уточнить на основании какого нормативного акта истцу была назначена пенсия в Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального права, а потому доводы кассационной жалобы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, поэтому состоявшееся по делу решение суда подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в строгом соответствии с требованиями норм материально и процессуального права.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 10 марта 2011 года отменить дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассационную жалобу Юдченко В.В. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи коллегии