Дело № 33-2053/2011
Кассационное определение
г. Тюмень | 18 мая 2011 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Григорьевой Ф.М., |
судей | Лаврентьева А.А. и Кавка Е.Ю. |
при секретаре | Мамедовой Е.Р. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Катеруша А.Н. в лице представителя Фантиковой М.П., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от <.......>., на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 марта 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Катеруша А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе Тюменской области о взыскании недополученной пенсии отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения представителя ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе Кобылкиной Н.В., действующей на основании письменной доверенности от <.......>., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец Катеруша А.Н. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе Тюменской области (далее по тексту ГУ УФП РФ в Заводоуковском районе, Управление, Пенсионный фонд либо ответчик) о взыскании недополученной пенсии по старости за период с 01.01.2008 года по 01.01.2010 года в сумме <.......> единовременно.
Исковые требования мотивировал тем, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом <.......> группы вследствие воздействия радиации, что дает ему право на компенсации и льготы, установленные Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании заявления и представленных документов ему 16 июля 2004 года в соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пенсионным фондом назначена пенсия по старости как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалиду вследствие воздействия радиации.
Считает, что пенсия по старости назначена и выплачивается не в полном объеме. Указывает, что для таких категорий пенсионеров как он органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при перерасчете пенсий с 1 января 2002 года должны были самостоятельно определить, по какому федеральному закону гражданам выгоднее получать пенсию, и установить им соответствующую пенсию без истребования специального заявления. Полагает, что в соответствии со ст. 5 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 года и ст. 17 Закона № 166-ФЗ от 15.01.2001 года пенсию по страсти Пенсионный фонд должен был ему выплачивать, начиная с 16 июля 2004 года, с учетом надбавки в 250 % к базовой части трудовой пенсии по старости, которая на то время составляла (базовая часть) <.......> с последующей индексацией в установленном законом порядке базовой части пенсии по старости согласно расчету, приведенному истцом в исковом заявлении. Однако ГУ УПФ РФ в Заводоуковском районе, производило начисление ему пенсии по страсти без учета 250 %, обосновывая свои доводы тем, что данная надбавка не может начисляться при получении двух пенсий по возрасту и по инвалидности. В связи с чем, по мнению истца, за период 01.01.2008 года по 01.01.2010 года ему ответчиком невыплачена пенсия по старости в общей сумме <.......>, которую просит взыскать единовременно.
В судебном заседании истец Катеруша А.Н. и его представитель Фантикова М.П. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Кобылкина Н.В., действовавшая на основании письменной доверенности от <.......>., и Матвеева О.В., действовавшая на основании письменной доверенности от <.......>., исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление из которого следует, что Катеруша А.Н. на основании представленных им документов, является инвалидом <.......> группы по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС (первоначальное освидетельствование — 10.03.1998 года) и получает две пенсии. Ему согласно поданных истцом заявлений выплачивается государственная пенсия по инвалидности по подпункту 1 пункта 3 статьи 3 и статье 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001года и трудовая пенсия по старости по Федеральному закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Государственная пенсия по инвалидности назначена истцу с 10.03.1998 года и на 01 января 2010 года ее размер составил <.......>. Трудовая пенсия по старости назначена с 16 июля 2004 года по достижении возраста 50 лет. Катеруша А.Н. назначено и выплачивается две пенсии по более выгодному второму варианту. Следовательно, правые основания для удовлетворения иска отсутствуют (л.д.53-56).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец.
В кассационной жалобе Катеруша А.Н. в лице представителя по доверенности Фантиковой М.П., просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования Катеруша А.Н., приводя те же доводы, что и в исковом заявлении. Полагает, что истец имеет право на получение одновременно двух пенсий по инвалидности и по старости согласно Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пенсия по старости должна начисляться с учетом 250% к базовой части трудовой пенсии по старости, как это установлено законом.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик ГУ УФП РФ в Заводоуковском районе в лице начальника Левенкова В.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Правовое регулирование отношений связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1), Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ), и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Виды пенсии и условия её назначения зависят от категории граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и перечислены в подп. 1-11 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001. Указанным законом гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется назначение пенсии по инвалидности в случае признания их инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут получать пенсию по старости при условии достижения определенного возраста и наличия трудового стажа не менее 5 лет. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года.
Таким образом, вышеуказанным лицам пенсионное обеспечение может устанавливаться по нормам, установленным для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.10, 17 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001года), исключающих возможность одновременного получения двух пенсий и по нормам, установленным для военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, с одновременным получением государственной пенсии по инвалидности в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 и статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001года и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Судом установлено, что Катеруша А.Н. был призван на действительную военную службу 2 ноября 1975 года и уволен в запас по окончанию срока службы 3 ноября 1977 года (л.д.65). В период с 10.08.1998 года по 26.01.1989 года истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии, непосредственно на объекте «Укрытие» Чернобыльской АЭС, как военнообязанный, призванный на военные сборы (л.д.15, 19-20, 64-65). В связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС истцу с 10 марта 1998 года МСЭ установлена 3 группа инвалидности с 15.02.2010 года инвалидность <.......> группы установлена бессрочно (л.д.14, 63.68-69).
Принимая решение об отказе Катеруша А.Н. в удовлетворении заявленных требований о взыскании недополученной пенсии по старости за период с 01.01.2008 года по 01.01.2010 года, суд исходил из того, что истец получает две пенсии: по инвалидности по ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года и трудовую пенсию по старости по Федеральному закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Одновременное же получение 3 пенсий: государственных пенсий по инвалидности и по старости по Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 года и трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, не допускается. Равно как и не допускается одновременное получение двух пенсий по инвалидности и по старости по Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12. 2001 года.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 года) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года), размер которой определяется в статье 14 названного Федерального закона.
Таким образом, инвалидам, вследствие военной травмы, к категории которых относится истец, предоставлено право на получение двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности в соответствие с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года и трудовой пенсии по старости в соответствие с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12. 2001 года.
Размер пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных катастроф, установленной ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, определяется по статье 17 названного Федерального закона. Для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, данная пенсия установлена в размере 250% размера социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Поскольку истец фактически требует взыскания с ответчика третьей пенсии - государственной пенсии по старости, ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года, которая согласно пункту 3 статьи 10 названного Федерального закона подлежит выплате взамен государственной пенсии по инвалидности установленной, тогда как одновременное получение государственной пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 года, а именно статьями 15 и 17 не допускается, поэтому суд первой инстанции обоснованно постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кроме того судом первой инстанции установлено, что с заявлением о переводе на другой вид пенсии по старости в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. вместо получаемых двух пенсий, Катеруша А.Н. в пенсионный фонд не обращался.
В связи с чем ответчиком выплачивается истцу две пенсии, общий размер которых, по мнению ответчика, более выгоден ля истца. Указанное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно в пределах заявленных требований истца постановлено решение об отказе в иске.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Катеруша А.Н. в лице представителя Фантиковой М.П.,– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: