о признании отказа в формировании земельных участков



Дело <.......>

Кассационное определение

г. Тюмень 12 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Цехмистера И.И.
судей Кавка Е.Ю., Михеенко К.М.
при секретаре Лопареве И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Никитиной Л.А.

на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июля 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И., пояснения представителя истицы Фроловой Н.А., представителей заинтересованных лиц Департамента <.......> Сабаниной Н.С. и МКУ <.......> Зыковой И.В., судебная коллегия,

установила:

Никитина Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Департамента <.......> от <.......> в формировании земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами по адресам: <.......>, незаконным; признать пункт 2 решения Департамента <.......> <.......>-сх от <.......> об утверждении схемы расположения земельного участка от <.......> <.......> на кадастровом плане территории от <.......> <.......> под многоквартирный дом по адресу <.......> не действительным: обязании Департамента <.......> сформировать земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами по адресам: <.......>, путём проведения кадастровых работ.

Заявление мотивировала тем, что она является собственником нежилого помещения расположенного в <.......> и <.......>. Земельные участки, на которых расположены указанные многоквартирные дома, не сформированы.

<.......> она обратилась к Департаменту <.......> с заявлением о формировании земельных участков занятыми этими многоквартирными жилыми домами за счет бюджетных средств, в чем ей было отказано в связи с отсутствием бюджетного финансирования, а также отсутствием программ по формированию и проведению кадастрового учёта за счет средств бюджета, чем нарушены её права. Считает, что все работы по формированию земельных участков, занятых многоквартирными домами, в том числе кадастровые работы, должны быть выполнены Департаментом за счёт средств бюджета Тюменской области.

Заявитель, её представитель в судебном заседании заявление поддержали.

Представитель Департамента <.......> в судебном заседании заявление не признал, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено выполнение работ по формированию земельных участков, занятых многоквартирными домами, в том числе выполнение кадастровых работ Департаментом за счёт средств бюджета Тюменской области. Формирование земельных участков под многоквартирными домами, не являющимися муниципальной собственностью за счет средств бюджета Тюменской области возможно в рамках принимаемых муниципальных программ, которые в настоящее время отсутствуют.

Представитель Муниципального <.......> в судебном заседании заявление не признал.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна заявитель.

В кассационной жалобе просит об отмене решения.

Суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Ссылается на то, что при формировании земельных участков, занятых многоквартирными домами, Департамент должен подготовить документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, т.е. не только утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также провести кадастровые работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек, результатом которых является межевой план и поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного fline/main?base=LAW;n=117057;fld=134" кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Учитывая положения статьи 23 Закона N 122-ФЗ, статьи 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

    Указанные нормативные акты не возлагают на Департамент <.......> проведение спорных работ за счет средств областного бюджета.

    В соответствии с распоряжением Губернатора Тюменской области от 27 июля 2010 года оплата таких работ за счет средств областного бюджета производилась только в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, включенные в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов /л.д. 15/.

    При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.

    Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

    Доводы жалобы судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии: 1.                    2.