Дело № 33-5882/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 21 ноября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Дудниченко Г.Н.
судей Кавка Е.Ю., Хамитовой С.В.
при секретаре Загрутдинове Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Департамента социального развития Тюменской области в лице представителя по доверенности С.
на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 октября 2011 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Иванова Н.В. к Департаменту социального развития Тюменской области о признании бездействия незаконным, обязании выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области выдать Иванову Н.В. специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование.
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., судебная коллегия
установила:
Иванов Н.В. обратился в суд с учетом уточненных исковых требований к Департаменту социального развития Тюменской области о признании бездействия незаконным, обязании выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование или официально отказать, взыскании компенсации морального вреда в сумме <.......> руб., мотивируя тем, истец, являясь инвалидом III группы, в <.......> года получил направление на протезирование в г. <.......> и ему была выдана федеральным государственным учреждением МСЭ индивидуальная программа реабилитации инвалида, карта № <.......> к акту освидетельствования № <.......> от <.......> года, которая является обязательной для исполнения Департаментом социального развития Тюменской области. Согласно постановлению Правительства Тюменской области за № 394-п, ответчик обязан выдать истцу как инвалиду специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, в чём последний ему отказал без объяснения причин, нарушив его права. Механизм же выплаты компенсации за приобретенные билеты длительный, требующий сбора доказательств.
В судебном заседании истец Иванов Н.В. на уточненных исковых требованиях настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Б. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время отношения между органами социального обслуживания и транспортными организациями по вопросу применения специальных талонов не урегулирован, в связи с чем, выдача талонов не осуществляется. В текущем году истцу была выплачена компенсация стоимости проезда за четыре поездки.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент социального развития Тюменской области, в кассационной жалобе представитель ответчика С. просит об отмене решения в удовлетворенной части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на отсутствие оснований для выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов, поскольку истцом реализовано право на бесплатный проезд к месту протезирования и обратно, суд не принял во внимание обстоятельство, имеющее значение для дела, что льготы по проезду предоставляются либо путем выдачи специальных талонов, либо путем компенсации расходов. В резолютивной части решения не указано в отношении каких поездок, Департамент должен выдать истцу специальные талоны – в отношении поездок, которые он совершил, или в отношении будущих поездок. Указывает на затруднительность исполнения решения суда, поскольку кассы железнодорожных вокзалов ввиду отсутствия договора, регламентирующего порядок компенсации стоимости проездных билетов, не смогут произвести обмен специальных талонов, то есть решение суда неисполнимо.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика выдать специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов обоснованно, поскольку данная обязанность возложена на него Постановлением Правительства Тюменской области за № 394-п от 30.12.2010 г. «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно». При этом, суд не нашел оснований для удовлетворения требования о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку данная ситуация с выдачей специальных талонов сложилась не по вине ответчика, в целях обеспечения прав истца на бесплатный проезд ему была выплачена компенсация стоимости проезда на протезирование в размере <.......> руб., также было отказано в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствуют требованиям закона, и у судебной коллегии не имеется оснований считать их неправильными.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие оснований для выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов, ввиду реализации истцом права на бесплатный проезд, и что льготы по проезду предоставляются либо путем выдачи специальных талонов, либо путем компенсации, не является основанием для отмены решения суда, поскольку данная обязанность возложена на Департамент социального развития Тюменской области действующим законодательством, (Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», и Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2010 № 394-п.)
В соответствии с действующим законодательством уполномоченный орган (ответчик) при необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, выдает ему специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта. Выплата компенсации расходов на оплату проезда к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия и обратно предусмотрена при проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации.
Исходя из буквального толкования вышеназванных норм права, право выбора предоставляется инвалиду (ветерану), а не уполномоченному органу.
Из материалов дела видно, что Иванов Н.В. обращался в Департамент социального развития Тюменской области по вопросу проезда до <.......> выдачи ему талонов, что не было сделано, таким образом, право Иванова Н.В. на получение специального талона и (или) именного направления было нарушено, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил его требования в данной части.
Довод кассационной жалобы о том, что в резолютивной части решения не указано в отношении каких поездок ответчик должен выдать истцу специальные талоны, не является основанием для отмены решения суда, поскольку, суд, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации, принимает решение только по заявленным истцом требованиям, в случае же неясности решения, суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания (ст.202 ГПК РФ).
Утверждение в кассационной жалобе на неисполнимость решения суда также не может повлечь отмену решения суда, поскольку обязанность по предоставлению инвалидам (ветеранам) специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте на протезирование, возложена на Департамент социального развития Тюменской области, при этом отсутствие договора, регламентирующего порядок компенсации стоимости проездных билетов, предоставленных гражданам по специальным талонам, не должно ущемлять права Иванова Н.В.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию и применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям. Решение суда законно и обоснованно, нет оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Департамента социального развития Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: