об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на добычу копытных животных



Дело № 33-5239/2011

КАССАЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

19 октября 2011 года

    

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Киселёвой Л.В.,

судей

при секретаре

Колосковой С.Е., Кавка Е.Ю.

Мамедовой Е.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Чулошникова А.В. на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 13 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении заявления Чулошникова Ф.И.О.7 о признании незаконным решения Викуловского межрайонного отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области об отказе в выдаче разрешения на добычу косули и лося и обязанности устранить допущенное нарушение права на добычу охотничьих ресурсов».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., заслушав Чулошникова А.В., настаивавшего на доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области Шеиновой С.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чулошников А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Викуловского межрайонного отдела управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (далее - Викуловский отдел по охране животного мира) об отказе в выдаче разрешения на добычу копытных животных, мотивируя заявление тем, что 31 августа 2011 года он направил в Викуловский отдел по охране животного мира по почте заказным письмом с уведомлением заявление о выдаче разрешения на добычу косули и заявление о выдаче разрешения на добычу лося, оформленные надлежащим образом. 01 сентября 2011 года в 07 часов 45 минут его письмо было получено начальником указанного выше отдела Пономаревым С.В., что подтверждается уведомлением о вручении письма. 01 сентября 2011 года с 08 часов 30 минут Пономарев С.В. начал осуществлять приём граждан с заявлениями от них о выдаче разрешений на добычу охотничьего ресурса, осуществляя регистрацию этих заявлений. Чулошников А.В. указывает, что Пономарев С.В. достоверно знал, что 01 сентября 2011 года является днем приема заявлений на выдачу разрешений на добычу диких копытных животных, а также то, что в соответствии с п.10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 апреля 2010 года № 121 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов» гражданин может представить заявление как лично, так и по почте, тем не менее полученное заказное письмо не вскрыл и находящиеся в них направленные заявителем заявления о выдаче разрешений в первую очередь зарегистрированы не были, его заявления были зарегистрированы только спустя некоторое время - к 12 часам, эти заявления были зарегистрированы под номерами 29 и 30. Заявитель указывает, что вечером 01 сентября 2011 года Пономарев С.В. вручил ему ответ об отказе в выдаче разрешений на добычу косули и лося в связи с тем, что превышена установленная квота допустимой добычи охотничьих ресурсов, поскольку на Викуловский район по лимиту было выделено 3 лицензии на добычу лося и 26 лицензий на добычу косули, а заявления заявителя зарегистрированы за №№ 29 и 30 соответственно. На его вопрос, почему начальником отдела не было вскрыто в первую очередь письмо, поступившее по почте, Пономарев С.В. ответил, что не знал, что письмо от заявителя, поскольку на конверте не указано от кого письмо, и он вскрывает корреспонденцию тогда, когда захочет. Однако, указывает Чулошников А.В., на уведомлении о вручении заказного письма, в котором Пономарев С.В. расписался лично, стоит фамилия заявителя и адрес его проживания, что свидетельствует о том, что Пономарев С.В. не мог не заметить, от кого направлено письмо. Решения Викуловского межрайонного отдела управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области об отказе в выдаче разрешений на добычу лося и косули считает незаконными, нарушающими его право на добычу охотничьих ресурсов, поскольку его заявления начальником Пономаревым С.В. были получены ранее начала приема заявлений от граждан лично, поэтому заявитель полагает, что они должны быть зарегистрированы первыми и, соответственно, ему должны предоставить разрешения на добычу лося и косули. В связи с этим Чулошников А.В. просит признать указанные решения незаконными и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение его права на добычу охотничьих ресурсов.

В судебном заседании заявитель Чулошников А.В. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Викуловского отдела по охране животного мира Пономарев С.В. возражал против заявления, пояснив суду, что он получил лицензии в Управлении на лося - 1, на косулю в Викуловском районе - 16, в Абатском районе -52, в Сорокинском районе - 10. Согласно регламенту прием заявлений на получение разрешения начинается с 1 сентября. За двое суток за кабинетом уже стояла очередь. Он сам лично участие в организации очереди не принимал. 01 сентября 2011 года он около 8 часов подъехал к себе на работу, на крыльце сотрудник почты вручила ему 3 конверта, он за них расписался, указанные конверты положил на стол. В это время пришел следователь прокуратуры с проверкой административных дел. Он выдал административные дела и стал принимать граждан. После приема более 20 человек он объявил перерыв, в это время вскрыл конверты, в конвертах оказались заявления от Чулошникова, Аскарова, Крыласова (из Абатского района). Он зарегистрировал данные заявления, в частности, от Чулошникова А.В. под номерами 29 и 30. Затем он продолжил прием граждан. Тридцать шестым в порядке очереди зашел Чулошников А.В., который спросил, получил ли он почту и зарегистрировал ли ее. Пономарев С.В. ответил, что он может зарегистрировать в течение 3-х дней, а по приказу начальника в рабочие дни в течение первых суток с 8 до 17 часов, а в пятницу до 15 часов. Чулошников А.В. сказал, что будет подавать заявление в суд. Пономарев С.В. пояснил суду, что всего он принял в этот день 102 человека. Чулошникову А.В. было отказано в выдаче разрешения на добычу косули и лося в Викуловском районе, т.к. не хватило лицензий. Но Чулошникову А.В. было дано разрешение на добычу косули в Абатском районе, однако за этим разрешением он не пришел, кроме того, заявитель получил разрешение на добычу медведя и кабана. Полагает заявленные требования необоснованными, поскольку им нормы законодательства нарушены не были.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Чулошников А.В. В кассационной жалобе просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований в связи с неправильным применением судом норм материального права. Полагает, что суд необоснованно не применил п.46 Административного регламента по предоставлению управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области услуги по выдаче разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации (далее – Административный регламент), утверждённого постановлением Губернатора Тюменской области от 04 июля 2011 года № 133, согласно которому заявление, полученное по почте, должно быть принято и зарегистрировано в день получения документов по почте, при этом максимальная допустимая продолжительность осуществления административного действия, связанного с приёмом и регистрацией заявления, не должна превышать 10 минут. Учитывая, что его заявления поступили до начала приёма граждан, то решение суда, которым его заявление признано не подлежащим удовлетворению, считает незаконным. Считает, что должностное лицо должно было руководствоваться не Инструкцией по делопроизводству Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а Административным регламентом.

В возражениях на кассационную жалобу Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на неё, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при регистрации и разрешении заявлений Чулошникова А.В. о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов не были нарушены требования действующего законодательства. При этом суд правильно исходил из следующего.

В соответствии с частями 4 и 5 ст.5 Закона Тюменской области «О добыче охотничьих ресурсов в Тюменской области» от 24.12.2010 г. № 92 распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов начинается за 30 дней до начала срока сезона охоты на конкретный вид охотничьих ресурсов в текущем календарном году. Распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты поступления заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области. В связи с этим является правильным вывод суда о том, что начало разрешения заявлений на добычу охотничьих ресурсов приходилось на 01 сентября 2011 года, поскольку срок сезона охоты начинался с 01 октября 2011 года.

Пунктом 15 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды от 23 апреля 2010 года №121 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов» (в ред. от 20.08.2010 г. № 325), предусмотрено, что проверка содержания заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и комплектности прилагаемых к нему документов, а также оформление и выдача заявителю разрешения или мотивированного отказа в выдаче разрешения осуществляются уполномоченными лицами при личном представлении заявления - в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте - в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления.

Данным Порядком не предусмотрены порядок и сроки регистрации заявлений о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Однако п.6.3.3 Инструкции по делопроизводству в Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области, утвержденной Приказом указанного управления от 17 декабря 2009 года, предусмотрено, что заявления на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов регистрируются отделом по охране и контролю использования объектов животного мира, межрайонными отделами управления в журнале регистрации в день поступления до 17 часов, в пятницу и предпраздничные дни - до 15 часов. Документы, поступившие позже указанного времени, регистрируются датой следующего рабочего дня. Данная норма согласуется и с положениями п.15 Административного регламента по предоставлению управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области государственной услуги по выдаче разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утверждённого Постановлением Губернатора Тюменской области от 04 июля 2011 N 133 (далее – Административный регламент), согласно которому предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов осуществляется:

- при личном предоставлении заявления в Управление (структурные подразделения) в течение 1 рабочего дня с даты приема заявки;

- при поступлении заявления в Управление (структурные подразделения) по почте в течение 5 рабочих дней с даты приема заявления.

Никакими нормативными правовыми актами не предусмотрено, что любая почтовая корреспонденция, поступившая в Управление или его структурные подразделения по почте накануне или в день начала распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, должна вскрываться и регистрироваться немедленно.

При получении утром 01 сентября 2011 года от сотрудника почты заказного письма от заявителя должностному лицу Управления достоверно не было известно о том, что в почтовом конверте находятся именно заявления о выдаче разрешений на добычу природных ресурсов, поскольку в адрес Викуловского межрайонного отдела по охране животного мира может поступать любая корреспонденция, а не только заявления о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, тем более, что что Положением о Викуловском межрайонном отделе по охране животного мира предусмотрены разные полномочия данного отдела, а не только выдача указанных разрешений.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на неприменение судом при разрешении его требований указанного выше Административного регламента, в частности, его п.46.2, согласно которому прием и регистрация полученного заявления, заявки осуществляется в день обращения заявителя - физического лица, заявителя - охотпользователя, заявителя на получение разрешения на добычу объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, или в день получения документов по почте должностными лицами управления (его структурных подразделений), ответственными за предоставление государственной услуги. Максимально допустимая продолжительность осуществления административного действия, связанного с приемом и регистрацией заявления (заявки), не должна превышать 10 минут.

Несмотря на отсутствие в решении суда ссылки на данный Административный регламент, судебная коллегия полагает, что при принятии судом решения не были допущены нормы материального права, поскольку неуказание в решении суда на соответствие или несоответствие обжалуемых заявителем действий должностного лица названному Административному регламенту не привело к постановлению незаконного решения.

Из материалов гражданского дела следует, что заявления Чулошникова А.В. о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов были приняты и зарегистрированы в день их получения по почте. Доказательств того, что продолжительность осуществления действий, связанных с приемом и регистрацией этих заявлений в соответствующем журнале после вскрытия почтового конверта и установления факта поступления именно заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, составила более 10 минут, материалы дела не содержат.

Поскольку после проверки заявления Чулошникова А.В. и приложенных к ним документов было установлено превышение квоты добычи охотничьих ресурсов, ему обоснованно было отказано в выдаче разрешений.

Довод кассационной жалобы о том, что в первую очередь должностным лицом должны регистрироваться заявления, поступившие по почте, является несостоятельным, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.

В связи с изложенным, судом сделан правильный вывод о соответствии закону действий должностного лица Викуловского отдела по охране животного мира по приёму, регистрации и разрешения заявлений Чулошникова А.В.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Викуловского районного суда Тюменской области от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чулошникова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии