Дело № 33-1222/2012
Апелляционное определение
г. Тюмень | 04 апреля 2012 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Глушко А.Р., Немчиновой Н.В. |
при секретаре | Дайнеко О.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Тобольска на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 02 февраля 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора г. Тобольска Тюменской области удовлетворить.
Обязать администрацию г. Тобольска обеспечить разработку проектной документации по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МАУ «Центр социального обслуживания населения», финансирование работ и размещение муниципального заказа, в том числе заключение муниципального договора с подрядчиком.
Обязать Муниципальное автономное учреждение «Центр социального обслуживания населения» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, находящемся по адресу: <Адрес>, <Адрес> в срок до 31 декабря 2012 года:
обеспечить ширину лестничного марша, ведущего из отделения временного проживания, ширину лестничного марша административного корпуса, ширину выхода отделения временного проживания (2 этаж) в лестничную клетку, ширину лестничного марша у отделения помощи семье и детям (2 этаж), ширину выхода в лестничную клетку из помещения бывшей школы (1 этаж), ширину выхода непосредственно наружу с лестничной клетки из помещения бывшей школы (1 этаж), ширину основного выхода из лестничной клетки непосредственно наружу (1 этаж), ширину выхода из лестничной клетки, ведущей в тамбур основного выхода (1 этаж), ширину выхода из отделения людей без определенного места жительства в лестничную клетку (1 этаж), ширину лестничного марша отделения людей без определенного места жительства (1 этаж), ширину выхода непосредственно наружу из лестничной клетки отделения людей без определенного места жительства (1 этаж) не менее 1,2 м.;
обеспечить ширину выхода из палат №№ 3, 4, 6, 7, ширину выхода в жилой холл, ширину выхода из жилого холла в коридор отделения, ширину выхода из жилой комнаты (без номера) отделения социальной помощи людям без определенного места жительства и занятий (2 этаж), ширину выхода в коридор (ведущего на лестничную клетку), ширину выхода из холла отделения временного проживания (2 этаж), ширину выхода из палаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, ширину выхода из мужского отделения в женское отделение временного пребывания, ширину выхода в лестничную клетку из административного корпуса (2 этаж), ширину выхода из отделения помощи семье и детям (2 этаж), ширину выхода из склада у столовой дневного пребывания (1 этаж), ширину выхода из прачечной в общий коридор правого блока (1 этаж), ширину выхода из помещения электрика (сантехника) (1 этаж), ширину выхода из палат № 1, № 2 изолятора (1 этаж) не менее 0,8 м.;
обеспечить ширину коридора, ведущего к лестничной клетке из отделения социальной помощи людям без определенного места жительства и занятий (2 этаж), ширину коридора отделения временного пребывания (2 этаж), ширину коридора отделения помощи семье и детям (2 этаж), ширину путей эвакуации из музыкального зала в отделение людей без определенного места жительства (1 этаж) не менее 1 м;
выполнить ширину и высоту проступи ступеней одинаковой на всем марше лестницы у помещения бывшей школы (1 этаж) и отделения людей без определенного места жительства (1 этаж);
дверь, ведущую в электрощитовую, выполнить с пределом огнестойкости менее 0,6 часа.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Центр социального обслуживания населения» 200 рублей государственной пошлины в местный бюджет».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения администрации г.Тобольска и Муниципального автономного учреждения «Центр социального обслуживания населения» Козицкой Е.В., настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, заслушав прокурора Сипину С.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Тобольска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Муниципальному автономному учреждению «Центр социального обслуживания населения» (далее по тексту МАУ «Центр социального обслуживания населения»), администрации г. Тобольска о возложении обязанности на администрацию г.Тобольска обеспечить разработку проектной документации по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МАУ «Центр социального обслуживания населения», финансирование работ и размещение муниципального заказа, в том числе, заключение муниципального контракта; о возложении обязанности на МАУ «Центр социального обслуживания населения» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, находящемся по адресу: г. Тобольск, 4 микрорайон, строение 48, в срок до 31 декабря 2012 года. Требования мотивированы тем, что при проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в здании МАУ «Центр социального обслуживания населения», являющегося социальным учреждением с круглосуточным пребыванием людей, были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ, СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», СНиП 21-01-97, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих в данном учреждении.
Определением Тобольского городского суда Тюменской области от 02 февраля 2012 года производство по делу в части требований к МАУ «Центр социального обслуживания населения» об обеспечении ширины выхода из помещения диспетчерской службы не менее 0,8 м., демонтажа горючей отделки пола в коридоре второго этажа у средней лестничной клетки (линолеум) и в холле, коридоре второго этажа у кабинета № 11 (линолеум), выполнения выхода на кровлю через противопожарный люк 2 типа в размере 0,6 - 0,8 м., прекращено.
Остальные требования участвующий в деле прокурор Матаева С.Л. в судебном заседании поддержала.
Представитель МАУ «Центр социального обслуживания населения» Бакиева Г.Н., действующая на основании доверенности от 23 декабря 2011 г. (л.д. 85), и представитель администрации г. Тобольска Козицкая Е.В., действующая на основании доверенности от 23 декабря 2011 г. (л.д. 56), требования не признали, пояснив суду, что проектно - сметная документация разработана МАУ г. Тобольска «Архитектура и градостроительство» в 2006 году. В соответствии с разработанным проектом ведутся поэтапные работы по реконструкции здания в соответствии с выделенным финансированием, ответчиками изыскиваются денежные средства на проведение ремонта на 2012 год. В тех помещениях, которые указаны в исковом заявлении, реконструкция или капитальный ремонт не проводились. Также пояснили, что здание введено в эксплуатацию в 1984 году, на момент строительства здания строительные нормы и правила были соблюдены. Указали, что в учреждении проживают граждане, для которых необходимо создание определенных условий, при этом переселение граждан в другие учреждения невозможно. Полагали, что при проведении реконструкции здания будут созданы антисанитарные условия для проживающих в здании лиц. Кроме того, ответчики не согласились с доводами прокурора о наличии угрозы для жизни и здоровья граждан.
Представитель Межрайонного отдела надзорной деятельности № 1 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Тюменской области (МОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области) Чусовитин В.Н., действующий на основании доверенности от 12 января 2012 г. (л.д. 99), с исковыми требованиями согласился.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик администрация г. Тобольска в лице представителя Козицкой Е.В. В жалобе она просит решение суда отменить в части возложения обязанности на МАУ «Центр социального обслуживания населения» по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании, находящемся по адресу: <Адрес>, <Адрес>, в срок до 31 декабря 2012 года. Указывает на то, что в соответствии с распоряжением Главы администрации г. Тобольска от 11 января 2011 г. «Об утверждении перечня муниципальных заказчиков на 2011 год» МАУ «Центр социального обслуживания населения» не является муниципальным заказчиком и не может заключать муниципальные контракты с организациями, осуществляющими реконструкцию и капитальный ремонт. Обращает внимание на то, что в силу п. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» МАУ «Центр социального обслуживания населения» является автономным учреждением, следовательно, его деятельность не подпадает под сферу регулирования ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Считает, что поскольку все работы по устранению пожарной безопасности относятся к реконструкции и капитальному ремонту здания, а денежные средства в виде субсидий выделяются администрацией г.Тобольска, как Главным распорядителем бюджетных средств, только на текущий ремонт, то у МАУ «Центр социального обслуживания населения» отсутствуют законные основания по устранению нарушений требований пожарной безопасности здания.
Представитель МОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы данное лицо было извещено надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы им не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу администрации г. Тобольска в отсутствие представителя МОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно этой жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно ч.1 ст.3 указанного закона имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящей статьёй.
На основании ст.38 вышеназванного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Таким образом, исходя из смысла вышеизложенных норм, с учетом их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании, находящемся по адресу: <Адрес>, <Адрес>, на Муниципальное автономное учреждение «Центр социального обслуживания населения», поскольку данное имущество закреплено за автономным учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, как усматривается из апелляционной жалобы, администрация г. Тобольска обжалует постановленное по делу решение только в части возложения обязанности на МАУ «Центр социального обслуживания населения» по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в то время как права администрации г. Тобольска данной частью решения суда не затрагиваются.
Довод апелляционной жалобы о том, что МАУ «Центр социального обслуживания населения» не является муниципальным заказчиком и не может заключать муниципальные контракты, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку оспариваемым решением не возложена обязанность на МАУ «Центр социального обслуживания населения» по размещению муниципального заказа на реконструкцию и капитальный ремонт здания, а равно обязанность по заключению муниципального контракта. Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что обязанность по финансированию, разработке проектной документации по устранению нарушений требований пожарной безопасности, размещению муниципального заказа и заключению муниципального контракта должна быть возложена на администрацию г. Тобольска, осуществляющую функцию муниципального заказчика и являющуюся главным распорядителем бюджетных средств, поскольку МАУ «Центр социального обслуживания населения» создан для осуществления полномочий органа местного самоуправления в области социальной защиты населения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тобольска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: