об оспаривании решения Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени от 19 октября 2011г.



Дело № 33-1565/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

23 апреля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Немчиновой Н.В.

судей

Глушко А.Р. и Ревякина А.В.

при секретаре

Дайнеко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Бакиров И.Х. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 01 февраля 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Бакиров И.Х. об оспаривании решения Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от 19 октября 2011 года - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., представителя заявителя Бакирова И.Х. – Бурлаковой Е.Н., настаивавшей на доводах жалобы, судебная коллегия

установила:

Заявитель Бакиров И.Х. в лице представителя Бурлаковой Е.Н., обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени № 44-08-6778 от 19.10.2011 года о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального дома и участником подпрограммы. Просит признать незаконными указанное решение, возложить обязанность на Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью в составе Бакирова И.Х., Бакировой Л.М., Бакирова Б.И. Требования мотивированы тем, что 05 июля 2011 года заявитель обратился в администрацию г. Тюмени с заявлением для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», для признания семьи нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты в 2012 году. 19 октября 2011 года Департаментом имущественных отношений администрации <......> принято решение № 44-08-6778 об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального дома и участником подпрограммы, поскольку у семьи Бакирова И.Х. имеется в собственности жилой дом площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: <......> <......> уч. <......>. С указанным решением заявитель не согласен, ссылаясь на то, что дом, расположенный по указанному выше адресу не является жилым. По мнению заявителя, на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, может быть построен только дачный домик. 07 ноября 2011 года заявитель обратился в ООО «Тюменьмегапроект» для определения технического состояния несущих и ограждающих конструкций основного строения на участке <......> на предмет устойчивости, надежности и возможности дальнейшей эксплуатации строения в качестве жилого дома для постоянного проживания в нем. В соответствии с указанным заключением использование строения в качестве жилого дома для постоянного проживания людей не соответствует требованиям строительным и строительным правилам и нормам. Основное строение жилого дома может эксплуатироваться по своему назначению только в теплое время года. Заявитель полагает, что оснований для принятия решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительства индивидуального дома, у Департамента имущественных отношений администрации <......>, не имелось.

Заявитель Бакиров И.Х. и его представитель Бурлаков О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо - Департамент имущественных отношений администрации <......> в лице представителя Михайлова Р.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что согласно решения Тюменской городской Думы от 30 июня 2005 года № 225 учетная норма площади жилого помещения составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, то есть на состав молодой семьи Бакирова И.Х. 45 кв.м., тогда как супруга заявителя - Бакирова Л.М. является собственником жилого помещения общей площадью 48 кв.м., что не соответствует требованиям и правилам, предусмотренным федеральной целевой программе «Жилище» 2011-2015 года. Поэтому семье Бакировых было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2012 году.

Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился заявитель Бакиров И.Х. В апелляционной жалобе он просит отменить решение и принять по делу новое решение в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что дом, расположенный по адресу: <......> <......>, уч. <......> жилым помещением не является, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В силу «Положения о признании помещения жилым помещением» (МДС 13-21.2007 года) жилые помещения должны располагаться в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности разрешенное использование земли, на которой находится дом, только для садоводства и огородничества и может быть построен только дачный или садовый дом. Указывает, что право собственности на садовый домик, расположенный по адресу: <......>, уч. <......> было зарегистрировано на основании декларации об объекте недвижимого имущество, что зафиксировано в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, технический паспорт на данный дом не изготавливался, разрешение на ввод в эксплуатацию дома отсутствует. Также указывает, что в Положении о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты, запрет на предоставление субсидий семьям, имеющим в собственности садовые (дачные) дома, зарегистрированные в порядке «дачной амнистии» на основании декларации, отсутствуют.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В рамках реализации вышеуказанной целевой программы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее –Правила), в соответствии с пунктом 6 которых, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Как усматривается из материалов дела, семья заявителя состоит из 3-х человек: Бакирова И.Х., 04.04.1981 года рождения, Бакировой Л.М., 20.01.1983 года рождения, Бакирова Б.И., 27.06.2006 года. Брак между Бакировым И.Х. и Бакировой Л.М. заключен <......>.

05 июля 2011 года Бакиров И.Х. обратился в администрацию г. Тюмени с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

19.10.2011 года Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени в адрес Бакирова И.Х. направлено сообщение <......> об отказе указанным органом на основании Приказа <......> от 19.10.2011 года в признании его семьи нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального дома и участником подпрограммы. При этом в качестве основания для отказа указано наличие в собственности члена семьи Бакирова И.Х. – жены Бакировой Л.М. жилого помещения, площадь которого составляет 48 кв. метров, что превышает учетную норму, составляющую 15 кв. метров на каждого члена семьи.Отказывая Бакирову И.Х. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для определения нуждаемости граждан в жилых помещениях жилищное законодательство исходит из обеспеченности граждан общей площадью жилых помещений.

Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а также п. 1.5.3. Положения «О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № 78-п, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме молодая семья наряду с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы и иными документами, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом, член семьи заявителя - Бакирова Л.М. является собственником жилого одноэтажного дома общей площадью 48 кв.м. и земельного участка площадью <......>, расположенных по адресу: <......>, <......>.

Бакировым И.Х. при подаче заявления о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий представлены надлежащим образом заверенные копии свидетельства о праве собственности Бакировой Л.М. на земельный участок общей площадью 815 кв.м. и о праве собственности на жилой дом общей площадью 48 кв.м., декларация об объекте недвижимого имущества.

Пунктом 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено, что основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.

Согласно ч. 4 - 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Решению Тюменской городской Думы от 30.06.2005 N 225 (ред. от 23.06.2011) учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Приняв во внимание, что семья Бакировых имеет в собственности жилое помещение общей площадью 48 кв.м., превышающей учетную норму площади жилого помещения на одного человека, составляющую 15 кв.м. (соответственно 45 кв.м на семью Бакировых, состоящую из 3-х человек) суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени семье Бакировых в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2012 году.

Доводы заявителя Бакирова И.Х. о том, что дом по адресу: <......>, <......> не соответствует требованиям жилого помещения, ссылаясь на техническое заключение № 27/11 от 07 ноября 2011 года, выполненное ООО «Тюменьмегапроект» (л.д. 14-22), обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности указанный дом имеет статус жилого помещения и в установленном законом порядке не признан непригодным для постоянного проживания. При этом свидетельство о праве собственности на жилой дом в установленном законом порядке не оспорено, запись о государственной регистрации права собственности недействительной не признана.

Суд правильно указал, что признание жилого помещения пригодным для проживания, а также признание помещения жилым/нежилым относится к компетенции межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Администрации города Тюмени в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Поэтому ссылка Бакирова И.Х. в обоснование вышеуказанного довода на ст. 15 Жилищного кодекса РФ является необоснованной, поскольку в соответствии с частью 4 указанной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок и установлен постановлением Правительства Российской Федерации принято 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и вышеуказанным распоряжением Администрации города Тюмени от 14.04.2006 N 740-рк.

Вместе с тем, при обращении в администрацию г. Тюмени с заявлением о включении семьи Бакировых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, Бакиров И.Х. доказательств того, что жилое помещение принадлежащее на праве собственности его члену семьи не отвечает установленным для жилых помещений требованиям представлено не было.

Следовательно оснований для признания семьи Бакировых нужающейся в жилом помещении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, также не имелось.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 01 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бакирова И.Х.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии