Дело № 33-1910/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тюмень 11 мая 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Немчиновой Н.В. |
судей | Ревякина А.В., Глушко А.Р. |
с участием прокурора | Сипиной С.Ю. |
при секретаре | Дайнеко О.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Ишима, действующей в лице представителя Швецова И. А., и апелляционной жалобой ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Ишима, действующего в лице директора департамента Александрова М. Б., на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 марта 2012 года, которым постановлено:
«Удовлетворить иск Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ишима, департаменту городского хозяйства администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» о возложении обязанности привести автомобильные дороги и улицы в соответствие с требованиями государственного стандарта.
Признать незаконным бездействие администрации г. Ишима, департамента городского хозяйства администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» в части обеспечения освещения улицы Тюменская (от д. 42 до ул. Линейная), переулка 4-й Восточный (от ул. Большая до ул. Линейная), улицы Линейная (от перекрестка с ул. Большая до ул. Красноярская), улицы Парашютная (участка от ул. Свердлова до ул. Ершова), ул. Артиллерийская (участка от ул. М. Горького до ул. П. Осипенко), улицы Энгельса, улицы Малая Садовая (участка от ул. Артиллерийская до ул. 8 Марта), улицы Малая Садовая (участка от ул. Суворова до ул. Фрунзе), улицы Фрунзе (участка от ул. К. Маркса до ул. Б. Садовая), улицы Чайковского (участка от ул. М. Садовая до ул. Гагарина), улицы Гагарина (участка от ул. Пономарева до ул. Чайковского), улицы Магистральная (участка улицы от ул. Гагарина до дома № 9 по ул. Магистральная), улицы Смычка (участка от ул. Пионерская до ул. Ялуторовская), улицы Сурикова (участка от ул. Толбухина до ул. Казанская), улицы Луначарского (участка от дома № 7 до дома № 13 и участка от дома № 17 до дома № 27), улицы Луначарского (участка от ул. Свердлова до ул. Б Садовая), улицы Ленина (участок от ул. Советская до ул. Чкалова), улицы Суворова (участка от ул. К. Маркса до ул. 2-я Северная), улицы Равнинная, улицы Республика (участок от ул. Бригадная до дома № 10в по ул. Республика), улицы Большая (участок от пер. 12 Восточный до дома № 163 по ул. Большая), улицы Калинина (участка от ул. Большая до д. № 108 по ул. Калинина), улицы Ударная (участка от ул. Деповская до ул. Красина), улицы Привокзальная (участка от Привокзальной площади до Товарного двора), улицы Первомайская (участка от ул. Республика до ул. Шевченко), улицы Железнодорожная (участка от ул. Деповская до ул. Красноярская).
Возложить на администрацию г. Ишима, департамент городского хозяйства администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52766- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» уличное освещение улицы Тюменская (от д. 42 до ул. Линейная), переулка 4-й Восточный (от ул. Большая до ул. Линейная), улицы Линейная (от перекрестка с ул. Большая до ул. Красноярская), улицы Парашютная (участка от ул. Свердлова до ул. Ершова), ул. Артиллерийская (участка от ул. М. Горького до ул. П. Осипенко), улицы Энгельса, улицы Малая Садовая (участка от ул. Артиллерийская до ул. 8 Марта), улицы Малая Садовая (участка от ул. Суворова до ул. Фрунзе), улицы Фрунзе (участка от ул. К. Маркса до ул. Б. Садовая), улицы Чайковского (участка от ул. М. Садовая до ул. Гагарина), улицы Гагарина (участка от ул. Пономарева до ул. Чайковского), улицы Магистральная (участка улицы от ул. Гагарина до дома № 9 по ул. Магистральная), улицы Смычка (участка от ул. Пионерская до ул. Ялуторовская), улицы Сурикова (участка от ул. Толбухина до ул. Казанская), улицы Луначарского (участка от дома № 7 до дома № 13 и участка от дома № 17 до дома № 27), улицы Луначарского (участка от ул. Свердлова до ул. Б Садовая), улицы Ленина (участок от ул. Советская до ул. Чкалова), улицы Суворова (участка от ул. К. Маркса до ул. 2-я Северная), улицы Равнинная, улицы Республика (участок от ул. Бригадная до дома № 1 Он по ул. Республика), улицы Большая (участок от пер. 12 Восточный до дома № 163 по ул. Большая), улицы Калинина (участка от ул. Большая до д. № 108 по ул. Калинина), улицы Ударная (участка от ул. Деповская до ул. Красина), улицы Привокзальная (участка от Привокзальной площади до Товарного двора), улицы Первомайская (участка от ул. Республика до ул. Шевченко), улицы Железнодорожная (участка от ул. Деповская до ул. Красноярская) в срок до 01 ноября 2014 года».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя Администрации г. Ишима Тюменской области Швецова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сипиной С.Ю., считавшей, что жалобы представителей ответчиков Администрации г. Ишима и Департамента городского хозяйства администрации г. Ишима удовлетворению не подлежат, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ишимский межрайонный прокурор обратился с суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ишима, Департаменту городского хозяйства администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» о возложении обязанности привести автомобильные дороги и улицы в соответствие с требованиями государственного стандарта, признании незаконным бездействия ответчика в части выявленных нарушений по освещению улиц и возложении на них обязанности обеспечить освещение улиц, указывая, что в ходе проверки уличного освещения на территории г. Ишима выявлены нарушения требований ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», Свода правил «СНиП 23-05-95 Естественное освещение и искусственное освещение», а именно не обеспечено уличное освещение на указанных в иске улицах. Обеспечение уличного освещения в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного самоуправления. Несоблюдение требований государственных стандартов в части организации уличного освещения может привести к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению имущественного ущерба либо наступлению иных тяжких последствий, подвергает опасности жизнь и здоровье людей.
Помощник Ишимского межрайонного прокурора Мурашова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Администрации г. Ишима Швецова И.А., Департамента городского хозяйства администрации г. Ишима Александров М.Б. в судебном заседании с исковыми требованиям не согласились.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны ответчики Администрация г. Ишима, действующая в лице представителя Швецова И.А., и Департамент городского хозяйства администрации города Ишима, действующий в лице представителя Александрова М.Б..
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Ишима Швецов И.А. просит решение суда в части обеспечения освещения улиц, указанных в резолютивной части решения, о возложении обязанности на Администрацию города Ишима, Департамент городского хозяйства Администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» уличное освещение в срок до 01 ноября 2014 года и принять новое решение по делу. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения определены ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", при этом, указанной нормой предусмотрено, что указанные полномочия городского округа в области местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципальных образований, которые, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяются органом местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Заявителем указывается, что бюджет г. Ишима является дотационным, в частности, в 2011 году объём безвозмездных поступлений из бюджета области составил 64,7% от общего объёма от общего объёма доходов бюджета, при этом, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения по большей части выполняются именно за счёт субвенций областного бюджета. При этом, Администрацией г. Ишима меры к обустройству освещения улиц города принимаются, в частности, своевременно проведён открытый аукцион на выполнение работ и в его рамках были выполнены работы по монтажу уличного освещения по ул. Бригадной г. Ишима, кроме того расходная часть бюджета города Ишима на оплату услуг по поставке электроэнергии в 2011 году перед ОАО «Тюменьэнергосбыт» по уличному освещению согласно договора от 24.12.2010 года составила 11 501 462 рубля. Указывает на то, что в решении не указано каким образом пользование указанными в решении дорогами угрожает безопасности дорожного движения, не представлено соответствующих доказательств и статистических данных. Считает, что в соответствии с ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения относятся технические средства по ГОСТ Р52289-2004, которым не предусмотрены правила применения технических относящихся к безопасности дорожного движения в части обязательности искусственного освещения на всех улица населённых пунктов, полагает, что данное требование, в соответствии с указанным судом СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» применяется при проектировании и относится к дорогам и улицам с регулярным транспортным движением, в то же время, относятся ли указанные в решении суда первой инстанции дороги и улицы к таковым не установлено, соответствующих доказательств тому истцом не представлено, технические паспорта улиц не исследовались в ходе прокурорской проверки и не представлены суду. Считает, что п. 4.6 ГОСТа Р 50597-93 регламентирует требования к содержанию действующих систем наружного освещения, но никаким образом не предусматривает обязанность освещения всех улиц города. Считает, что установленные указанным стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся указанные дороги. Обращает внимание суда, что суду не представлено доказательств, почему именно указанные в иске улицы должны быть освещены, а не какие либо иные. Кроме того указывает, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандартов, то на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения, а согласно акта проверки от 14.12.2011 года данных действий предпринято не было. Указывает, что СНиП 23-05-95 согласно действующего нормативно-правового регулирования, является сводом правил и других технических документов добровольного применения. Полагает, что не усматривается оснований для приведения дорог городского округа Администрацией города Ишима в соответствие с требованиям ГОСТа Р50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы», так как по результатам комплексной проверки от 14.12.2011 года по состоянию на 26.12.2011 год выявленные нарушения п. 4.6.3 данного ГОСТа устранены силами подрядной организации ООО «Техносервис», что подтверждено последующим контрольным актом проверки.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства администрации города Ишима Александров М.Б. просит решение суда в части обеспечения освещения улиц, указанных в резолютивной части решения, о возложении обязанности на администрацию города Ишима, департамент городского хозяйства администрации города Ишима, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством города Ишима» привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 23-05-95 «Естественное освещение и искусственное освещение» уличное освещение в срок до 01 ноября 2014 года отменить, приводя доводы, аналогичные доводам представителя Администрации г. Ишима. Полагает, что в обжалуемом решении суда первой инстанции не изложены доводы, позволяющие утверждать о бездействии Департамента городского хозяйства Администрации г. Ишима в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения.
В возражениях на апелляционные жалобы Администрации г. Ишима и Департамента городского хозяйства администрации города Ишима помощник Ишимского межрайонного прокурора Мурашова Н.В. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы указанных жалоб удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалобы, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что отсутствие освещения на улицах и участках улиц, указанных в заявленных прокурором требованиях, а также отнесение указанных объектов к ведению органов местного самоуправления г. Ишима ответчиками не оспаривается.
Согласно пункта 1 части 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Из пункта 2 ст. 12, пункта 4 ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
.В соответствии с частью 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (часть 2). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из ст. 6. Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена, в том числе, на орган местного самоуправления, только в случае, если указанная обязаность возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. № 270-ст, указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007. В том числе, пунктом 4.6.1.4. указанного ГОСТ предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8. Указанной таблицей предусмотрено, что средняя горизонтальная освещённость покрытия проезжей части должна составлять: - для улиц непрерывного движения не менее 15 лк.; для улиц регулируемого движения не менее 10 лк.; для улиц районного значения не менее 8 лк.; для улиц и дорог местного значения не менее 8 лк.
В соответствии с «Правилами благоустройства территории города Ишима", утверждённых решением Ишимской городской Думы от 25.02.2010 г. № 360 указанные правила благоустройства территории города Ишима (далее по тексту Правила благоустройства) формируют базу правового регулирования вопросов охраны окружающей среды, использования и содержания земель, надлежащего содержания жилищного фонда и элементов внешнего благоустройства, обустройства строительных площадок, производства земляных работ, в целях улучшения эстетического облика, санитарного состояния города, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (пункт 1.2). Настоящие Правила обязательны, в частности, для должностных лиц, осуществляющих и контролирующих архитектурную, строительную деятельность, а также деятельность по благоустройству территории (пункт 1.4.1). Улицы, дороги, площади, мосты, пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, дворов, промышленных и коммунальных предприятий, витрины должны освещаться в темное время суток (пункт 8.1).
Из изложенного следует, что обязанность освещения улиц города Ишима предусмотрена как ГОСТ Р 52766-2007, так и Правилами благоустройства г. Ишима.
Судебная коллегия полагает, что установленное пунктом 8.2 Правил благоустройства территории города Ишима требование о соответствии освещенности территорий, улиц, дорог Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также ГОСТ Р. 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", которым предусмотрен порядок включение наружных осветительных установок, переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режима, возможность частичного отключения наружного освещения в ночное время и порядок устранения отказов в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, не исключает установленное пунктом 8.1 указанных Правил требование об обязательности освещения улиц города Ишима.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, поскольку вопросы обеспечения, в том числе, безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного, по мнению обязанного лица, финансирования. В частности, в силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В то же время, ответчиками доказательств того, что указанные меры невозможны или, будучи уже предпринятыми, не принесли ожидаемого результата, суду не представлено.
Поскольку все обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации г. Ишима Швецова И. А. и представителя Департамента городского хозяйства администрации г. Ишима Александрова М. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии