предоставление вне очереди жилья дитя-сирота



Дело № 33-2695/2012

Апелляционное определение

г. Тюмень

20 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Григорьевой Ф.М.,

судей

Косиловой Е.И., Михеенко К.М.

при секретаре

Сеногноевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков: Администрации города Ишима Тюменской области, в лице представителя Сухаревой Е.В., действующей на основании письменной доверенности № <......> от <......>.; Правительства Тюменской области в лице представителя <......>, действующей на основании письменной доверенности № <......> от <......>., на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 05 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Иванова А.С. удовлетворить.

Восстановить Иванова А.С. в прежней очереди в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в г.Ишиме Тюменской области.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Иванову А.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области, площадью не менее 18 кв.м. из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Обязать администрацию г.Ишима Тюменской области принять решение о предоставлении Иванову А.С. из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., судебная коллегия,

установила:

Истец Иванов А.С. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Правительству Тюменской области, администрации города Ишима Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, о восстановлении его в льготной очереди на получении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Требования мотивированы тем, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. С 1991г. по 2003г. он являлся воспитанником <......> школы-интерната для детей-сирот, в период с 2004г. по 2009г. обучался в <......> педагогическом институте имени <......>. 23 августа 2008 года распоряжением Главы города Ишима он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. По состоянию на 09.04.2009 г. на основании Закона Тюменской области №137 от 07.10.1999г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» в льготной очереди детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц, из их числа, он состоял под номером 931. По окончании учебы в институте он жильем не обеспечен. Окончив институт, не смог устроиться на работу в городе Ишиме, в сентябре 2009 года вынужден был уехать на работу в с. Юргинское Тюменской области, где ему предложили тренерскую работу. Указывает, что поскольку истец участвовал в соревнованиях, а по условиям соревнований он должен был иметь регистрацию по месту жительства. В декабре 2011 года ему, стало известно, что он снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, чем были нарушены его права.

В судебном заседании истец Иванов А.С. и его представитель Кожухова Л.М., действовавшая на основании ордера (л.д.20), поддержали исковые требования по основаниям указанным в заявлении. Иванов А.С. пояснил, что после окончания института, он прибыл по месту его отправления в школу - интернат в г.Ишим, где был поставлен на очередь для получения жилья как сирота, на момент постановки на учет в городе Ишиме не проживал, не имел вообще никакого места жительства, регистрации в г.Ишиме также не имел. В связи с тем, что не мог найти работу в г.Ишиме, поехал в с.Юргинское, где устроился на работу тренером, сначала проживал в здании спортивного комплекса, потом был зарегистрирован в доме по <......>, так как нужна была регистрация для участия в соревнованиях. Указанный дом является ветхим в связи с чем с ним договор коммерческого найма продлен не был, он проживал сначала на жилплощади супруги, когда отношения испортились, арендовал жилой дом в <......>

Представитель ответчика Администрации города Ишима Тюменской области - Сухарева Е.В., действующая на основании письменной доверенности № <......> от <......>, исковые требования не признала, считает, что Иванова А.С. на законных основаниях сняли с регистрационного учета нуждающихся в получении жилья в связи с выездом на другое место жительства.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.55).

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Коновалова А.А., действующая на основании письменной доверенности № <......> от <......> года (л.д.48), поддержала исковые требования.

Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласны ответчики: Администрация города Ишима Тюменской области и Правительство Тюменской области.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Ишима в лице представителя по доверенности Сухаревой Е.В., просит решение об удовлетворении исковых требований Иванова А.С. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, так как суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права. Указывает, что в соответствии с п.3 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации Иванов А.С. правомерно был снят с учёта нуждающихся в жилом помещении, так как он выехал на другое постоянное место жительства в с.Юргинское Тюменской области, при этом суд сделал неправильный вывод о том, что дом в по ул.<......> является аварийным и не может являться постоянным местом жительства истца, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данный факт. Так же считает, что у суда не имелось оснований для признания распоряжения заместителя главы города Ишима от 28 октября 2011 года № <......> в части снятия Иванова А.С. с учёта нуждающихся в получении жилья, так как данное распоряжение принято на основании п.3 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.15 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Тюменской области», тогда как суд не указал норму права, согласно которой данное распоряжение является незаконным.

В апелляционной жалобе ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Тарасовой А.А., действующей на основании письменной доверенности № 35 от 04.07.2011г., просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Иванова А.С.

Представитель ответчика считает, что судом были нарушены нормы материального права, а именно ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.15 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», согласно которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на иное место жительства. Поскольку судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что истец был зарегистрирован в другом муниципальном образовании, данное обстоятельство явилось основанием для снятия Иванова А.С. с учёта нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, считает, что судом сделан необоснованный вывод о незаконности Распоряжения, так как оно не было оспорено в установленном законом порядке и отменяя Распоряжение в части суд вышел за пределы исковых требований. Так же считает необоснованным вывод суда о ветхости жилого помещения, расположенного по адресу: <......> и том, что данное жильё не является постоянным местом жительства Иванова А.С., поскольку в материалах дела отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания. Не согласна с решением в части обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление Иванову А.С. жилое помещение, так как суд не установил состав семьи истца. Не исследовал документы подтверждающие наличие или отсутствие оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем суд сделал неправильный вывод, что Иванов А.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков, истец Иванов А.С. в лице адвоката Кожуховой Л.М., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как следует из материалов дела Иванов А.С., <......> рождения в малолетнем возрасте остался без попечения родителей. Решением <......> суда Тюменской области от <......> года его мать <......> лишена родительских права, отец <......> умер <......> года (л.д.9, 11, 10). На основании решения исполнительного комитета Ишимского городского Совета народных депутатов Тюменской области от 24 мая 1990 года № <......> (л.д.12) был направлен в детское учреждение, согласно справки отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Ишима (л.д.68) Иванов А.С. не имеет закрепленной жилой площади на территории г.Ишима.

С 1991 года по 2003 год Иванов А.С. обучался в ГОУ <......> школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.74).

С 01 сентября 2004 года по 30 июня 2009 года Иванов А.С. обучался на очном отделении факультета физической культуры <......> государственного педагогического института им.<......> (л.д.75).

Согласно карточке очередника Иванов А.С. состоит на учете нуждающихся в получении жилья по категории сирота с 23 августа 2008 года (л.д. 13).

10 октября 2008 года на основании постановления №<......>р Администрации города Ишима, Иванов А.С. был поставлен на учет нуждающихся, как оставшийся без попечения родителей (внеочередной список) (л.д. 64).

Согласно трудового договора № <......> от <......> года Иванов А.С. принят на работу в АУ ДО «<......> в с.Юргинское Тюменской области с <......> 2009 года сроком до <......> 2010 года ( л.д.29-31).

<......> 2012 года Иванов А.С. заключил трудовой договор с АО ДО Юргинский центр спорта и работы с молодежью «<......> на период с <......> 2012 года по 31 <......> 2012 года (л.д. 32-33).

Согласно данным паспорта, Иванов А.С. 26 июня 2006 года был зарегистрирован в Тобольском районе <......> (школа-интернат), снят с регистрационного учета 20 августа 2009 года, 3 ноября 2009 года зарегистрирован в с.<......> (л.д.6-7).

На основании распоряжения заместителя главы г.Ишима от 28 октября 2011 года № <......>, п. 1.10 - Иванов А.С. снят с учета нуждающихся в получении жилья в связи с выбытием на постоянное место жительства в другое муниципальное образование: <......> (л.д. 78).

12 декабря 2011 года между <......>. и Ивановым А.С. заключен договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <......> (л.д.38-45).

Судом первой инстанции с достоверностью было установлено, что Иванов А.С. являлась ребенком-сиротой, не имел какой-либо жилой площади, был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом также установлено, что жилой площадью в соответствии с указанными выше нормами материального права истец обеспечен не был. В настоящее время истец также не является лицом, обеспеченным жилой площадью по нормам жилищного законодательства, так как не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника жилого помещения.

Данные выводы суда соответствуют ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в деле доказательствах.

В силу п. «в» ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области» право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 03.11.2009 года № 78 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что Иванов А.С. в результате выезда в с.Юргинское Тюменской области не приобрел там постоянного места жительства, в связи с чем распоряжение № <......>р от 28 октября 2011 года в части снятия Иванов А.С. с учета нуждающихся в получении жилья является незаконным и в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.

Доводы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в решении суда, со ссылками на нормы материального права и доказательства, которым в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия находит данные доводы обоснованными.

Неправильным толкованием норм материального права и обстоятельств дела являются доводы апелляционных жалоб о том, что Иванов А.С. приобрел право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <......> и что решение суда противоречит нормам ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя требования Иванова А.С., суд в соответствии со ст. 27 Закона Тюменской области от 03.11.2009 № 78 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» правильно пришел к выводу, что администрация г.Ишима наделена полномочиями принять решение о предоставлении Иванову А.С. из обеспеченного Правительством Тюменской области государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. м.

Несостоятельным находит судебная коллегия доводы апелляционных жалоб о том, что Ивановым А.С. пропущен срок обращения с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, поскольку никто с такими требованиями не обращался.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и законами Тюменской области.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Как следует из вышеназванной нормы, в качестве особого способа защиты закон предусматривает неприменение судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления. Под актом в данном случае следует понимать как нормативный, так и ненормативный (индивидуальный) акт, адресованный конкретному лицу или группе лиц. При этом исключается возможность неприменения судом закона, поскольку основанием использования рассматриваемого способа защиты является противоречие акта закону.

Судебная коллегия считает, что Администрация г. Ишима и Правительство Тюменской области в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказала суду характер выезда Иванова А.С. на постоянное место жительства и приобретения им право пользования жилым помещением в с.Юргинское Тюменской области.

Как правильно указал суд, при снятии Иванова А.С. с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда, администрация города Ишима проверила только регистрацию истца и не затребовала от него документы о праве его на жилое помещение по месту регистрации.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 05 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков: Администрации города Ишима Тюменской области, в лице представителя Сухаревой Е.В., действующей на основании письменной доверенности № <......> от <......>. и Правительства Тюменской области в лице представителя <......>, действующей на основании письменной доверенности № <......> от <......>., – без удовлетворения.

Председательствующий:    

Судьи коллегии: