О признании незаконным решения должностных лиц УФМС



Дело № 33-626/2012

АПЕЛлЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

13 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Глушко А.Р. и Ревякина А.В.

при секретаре

Дайнеко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе УФМС России по Тюменской области в лице представителя Якимовой Л.В. на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 21 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Арутюнян Г. удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России в Тюменской области по Ярковскому району по не вручению Арутюнян Г. уведомления от 15.09.2011 года о принятом решении об аннулировании разрешения на временное проживание.

Признать незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России в Тюменской области от 15.09.2011 года об аннулировании Арутюнян Г. разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителей заинтересованного лица УФМС России по Тюменской области Габитову Д.А. и Касьянову Ю.Л., настаивавших на доводах жалобы, судебная коллегия,

установила:

Арутюнян Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий сотрудников Территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России в Тюменской области по Ярковскому району (далее ТП УФМС) по не вручению уведомления о принятом решении об аннулировании разрешения на временное проживание и признании незаконным решения УФМС России по Тюменской области (далее УФМС) об аннулировании разрешения на временное проживание.

Требования мотивированы тем, что 06.04.2009 года УФМС по Тюменской области было принято решение о разрешении ей временного проживания на территории Российской Федерации до 02.04.2012 года. По настоящее время она проживает и зарегистрирована по адресу: <......> со своей семьей -мужем Мосинян А. и дочерью Моисян И.А., <......> рождения. В сентябре 2011 года ей сотрудники УФМС по телефону сообщили, что принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание, в связи с несвоевременным предоставлением ИНН. На личном приеме в УФМС по Тюменской области ей отказались вручить какие-либо документы, подтверждающие аннулирование временного разрешения, сообщив, что уведомление направлено по почте. 10.10.2011 г. на приеме в ТП УФМС по Ярковскому району сотрудник предоставил ей документ, в котором указывалось, что временное проживание на территории РФ Арутюнян Г. аннулировано, она расписалась в документе, что ознакомлена и поставила дату - 09.10.2011 года, так как в этот день приходил сотрудник. На её просьбы о вручении копии данного решения ответили отказом, предупредили, что в течение 15 дней она должна покинуть РФ. С решением об аннулировании разрешения на временное проживание она не согласна. Указывает, что аннулирование вида на жительство в РФ станет для неё причиной расставания с семьей, с ребенком, которому менее 3 лет. В данном случае она не совершила никакого правонарушения, допустила невыполнение требования только по уважительной причине – наличие грудного ребенка на руках. Нахождение её на территории РФ будет соответствовать основным принципам закона – гуманности, не будут нарушены права её ребенка на воспитание в полноценной семье.

Заявитель Арутюнян Г. в судебном заседании свои требования поддержала, пояснив, что является гражданкой республики Армения, состоит в браке с Мосинян А., который в настоящее время имеет вид на жительство, проживает вместе с мужем в с. Ярково. На территорию Российской Федерации прибыла 13.01.2009 года. По ее заявлению УФМС 06.04.2009 года выдало ей разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации до <......>. При получении разрешения на временное проживание в УФМС она подписывала документы - обязательства, определяющие порядок ее проживания на территории Российской Федерации. 13 марта 2009 года у нее в <......> родилась дочь Моисян И.А.. Новорожденный ребенок часто болел и она не смогла в установленный срок встать на учет в налоговом органе и предоставить в УФМС сведения о постановке на учет. На учет в налоговом органе она встала позднее на полгода - 24.08.2010 года, о чем сообщила начальнику ТП УФМС по Ярковскому району Максимову А.Ю. Кроме того, ею к уведомлению о постановке на учет в налоговом органе было приложено ее заявление о продлении ей срока предоставления данного документа, в котором она просила признать уважительными причины несвоевременного предоставления данных сведений, объясняя их рождением ребенка и необходимостью ухода за ним. Ответ на свое заявление из УФМС она не получила, решила, что ее заявление принято, вопрос улажен. УФМС решение об аннулировании ей разрешения на временное проживание не было вручено. Считает, что действиями ТП УФМС в Ярковском районе и решением УФМС нарушено ее право на проживание в Российской Федерации, ограничено ее право на совместную жизнь супругов.

Представитель УФМС России по Тюменской области в судебное заседание не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении заявления в его отсутствие. Предоставил отзыв, в котором ходатайствовал о рассмотрении данного дела по месту нахождения УФМС в Центральном районном суде г. Тюмени в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, исходя из того, что иски к организации предъявляются в суд по месту нахождения организации, мотивируя тем, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание принято в г. Тюмени по юридическому адресу г. Тюмень ул. Республики, 55. Просил отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом указал, что заявитель Арутюнян Г. дала обязательство о предоставлении в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, однако, встала на учет в налоговом органе спустя более года -24.08.2010 года. В связи с этим было вынесено решение об аннулировании Арутюнян Г. разрешения на временное проживание.

Представитель ТП УФМС по Тюменской области в Ярковском районе в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Решением Ярковского районного суда Тюменской области от 21 декабря 2011 года требования Арутюнян Г. удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, представитель УФМС России по Тюменской области Якимова Л.В. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение. Полагает, что суд необоснованно указал о том, что гражданка Арутюнян освобождена от обязанности постановки на учет в налоговом органе в течение 1 года с даты въезда. Свидетельство о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе Арутюнян получила только 24.08.2010 года - по истечении установленного срока. Указывает, что в соответствии с п.п.14 п.1 ст.7 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 года разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы. Считает, что суд необоснованно отнёсся критически к тому, что уведомление УФМС Арутюнян Г. об аннулировании разрешения на временное проживание (сопроводительное письмо) содержит тот же исходящий номер, что и письмо, направленное в ТП УФМС России по Тюменской области в Ярковском районе, поскольку уведомления фактически были направлены, и о том, что гражданкой Арутюнян они были получены, свидетельствует факт её обращения в суд с исковым заявлением. Арутюнян Г. уклонилась от явки в ТП УФМС России по Тюменской области в Ярковском районе, так как после этого в отношении неё уже могли быть приняты меры по выдворению за пределы Российской Федерации.

От заявителя Арутюнян Г., поступили письменные возражения, в которых просит решение оставить без изменения, а жалобу УФМС России по Тюменской области – без удовлетворения.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» № 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Часть 3 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений, постановлений других органов.

В связи с тем, что кассационная жалоба и дополнения к ней поступили в суд 11 января 2011 года, жалоба рассматривается судебной коллегией по гражданским делам Тюменского областного суда по правилам производства в суде апелляционной инстанции.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года), суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным ввиду следующего.

Судом установлено, что заявителю Арутюнян Г., гражданке республики Армения, въехавшей в Российскую Федерацию 13.01.2009 года, УФМС России по Тюменской области 06.04.2009 года было разрешено временное проживание на территории Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта заявителя (л.д. 17) и участниками процесса не оспаривается.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 6.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года (в редакции, действовавшей на момент выдачи Арутюнян Г. разрешения на временное проживание на территории РФ) было предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ, Арутюнян Г. поставлена на учет в налоговом органе по месту жительства лишь 24.08.2010 года (л.д. 14).

В соответствии с заключением, вынесенным старшим инспектором УФМС России по Тюменской области и утвержденным начальником УФМС России по Тюменской области 15.09.2011 года, заявителю Арутюнян Г. на основании п.п.14 п.1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Данное заключение было вынесено на основании рапорта начальника ТП УФМС по Тюменской области в Ярковском районе, согласно которого идентификационный номер налогоплательщика Арутюнян Г. получен позже, чем предусмотрено п. 5 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п.п. 14 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1. настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, УФМС России по Тюменской области при принятии решения от 15.09.2011 года об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не было учтено то обстоятельство, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 169-ФЗ от 01.07.2011 года в п. 5 ст. 6.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были внесены изменения.

С учетом вышеуказанных изменений, вступивших в законную силу 01.07.2011 года, п.п. 2 п. 5 ст. 6.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти и сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина, в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

На основании указанной нормы закона, действующей на момент принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации Арутюнян Г., при отсутствии сведений о постановке заявителя в установленный срок на налоговый учет, УФМС России по Тюменской области было обязано направить в налоговый орган запрос о представлении сведений о постановке Арутюнян Г. на учет в налоговом органе.

Достоверных данных о проверке таких сведений в установленном законом порядке территориальным органом в сфере миграции в материалах дела не имеется, и как установлено судом, на момент вынесения решения об аннулировании разрешения на временное проживание, Арутюнян Г., имея разрешение на временное проживание на территории РФ до 06.04.2012 года была поставлена на учет в налоговом органе по месту жительства. Таким образом, на момент принятия решения органом в сфере миграции, временное проживание Арутюнян Г. на территории РФ не противоречило и не противоречит в настоящее время положениям Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, оснований для принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание Арутюнян Г. на территории РФ у УФМС России по Тюменской области не имелось.

Поскольку судом в судебном заседании было с достоверностью установлено, что уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание заявителю не вручалось, суд, руководствуясь положениями п. 2 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пришел к правильному выводу, о незаконности действий Территориального пункта УФМС России в Тюменской области, выразившихся в невручении Арутюнян Г. уведомления об аннулировании разрешения на временное проживание.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона N 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 21 декабря 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу УФМС России по Тюменской области в лице представителя Якимовой Л.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии