Дело № 33-2432/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень | 06 июня 2012 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Лаврентьева А.А., |
судей | Пуминовой Т.Н., Косиловой Е.Н., |
при секретаре | Сеногноевой А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Кондратюк Е.В. на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 19 января 2012 года, которым постановлено:
«Признать незаконным увольнение Агеевой Н.А. по п. 7 ст. 81 ТК РФ на основании Приказа <....> от <....>, изданного Индивидуальным предпринимателем Кондратюк Е.В..
Обязать Индивидуального предпринимателя Кондратюк Е.В. изменить формулировку увольнения Агеевой Н.А. на «расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 ТК РФ)», дату увольнения на «<....>» и внести соответствующую запись в трудовую книжку.
Обязать Индивидуального предпринимателя Кондратюк К.В. выплатить Агеева Н.А. заработную плату за октябрь 2011 года, неполученный заработок в период с 12 ноября 2011 г, но 08 декабря 2011 г. и средний заработок за период с 09 ноября 2011 года по 19 января 2012 года.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Кондратюк Е.В. в пользу Агеева Н.А. компенсацию морального вреда <......> рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Агеевой Н.А. отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кондратюк Е.В. госпошлину в доход местного бюджета <......> рублей»
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., судебная коллегия,
установила:
Истец Агеева Н.А. в лице представитель Морозовой М.С., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 12.12.2011 года, обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Индивидуальному предпринимателю Кондратюк Е.В. (далее по тексту ИП Кондратюк Е.В.) о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, выплате заработной платы и компенсации морального вреда
Требования мотивированы тем, что с 01 июня 2011 года истец состояла в трудовых отношениях с ИП Кондратюк Е.В., в должности продавца-кассира продовольственных товаров на рынке <......>. 19 октября 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением об увольнении с 28 октября 2011 года, однако в день увольнения ответчик не выдал ей трудовую книжку и расчет. На просьбы выдать трудовую книжку и расчет ответчик не реагировал. 27 ноября 2011 года от ИП Кондратюк Е.В. поступило письмо, в котором указывалось, что истец уволена по п.7 ст. 81 ТК РФ в связи с обнаружение подделок накладных и недостачи в сумме <......>, и предложено внести в кассу разницу между суммой недостачи и размером выходного пособия, также указывалось, что истец сможет получить трудовую книжку. 09 декабря 2011 года истец получила на почте трудовую книжку с записью об увольнении по п.7 ст.81 ТК РФ (утрата доверия работодателя к работнику). Считает увольнение незаконным, просит изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию, возложить на ответчика обязанность по выплате заработной платы за октябрь 2011 года, оплате компенсации за задержку выдачи трудовой книжки за период с 29 октября 2011 года по 09 декабря 2011 года, компенсировать моральный вред в размере <......> рублей и обязать ответчика произвести отчисления по заработной плате в Пенсионный фонд РФ за период с 01 июня 2011 года по 09 декабря 2011 года. В последующем истец Агеева Н.А. уточнила исковые требования в порядке ст.149 ГПК РФ, просила признать увольнение незаконным, обязать ответчика внести запись об увольнении в трудовую книжку «уволена по п.3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание)», изменив дату увольнения на дату вынесения решения суда, обязать ответчика выплатить заработную плату за октябрь 2011 года и средний заработок за время вынужденного прогула, обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за период задержки трудовой книжки с 29 октября 2011 года по 09 декабря 2011 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере <......> рублей, обязать ответчика произвести отчисления по заработной плате в пенсионный фонд Российской Федерации за весь период работы с 01 июня 2011 года по 09 декабря 2011 года (л.д.104-105).
В судебном заседании истец Агеева Н.А. и её представитель Старцева Н.В., действующая на основании доверенности от 12 декабря 2011 года (л.д.5), поддержали исковые требования с учётом уточнений. Пояснили, что оснований для утраты доверия работодателя по отношению к истцу не имелось. Какие-либо накладные она не подделывала, исправления не вносила. Инвентаризация проведена с нарушением требований закона, о проведении инвентаризации Агеева Н.А. уведомлена не была, с её результатами истец работодателем не ознакомлена. Не ознакомлена истец и с приказом об увольнении. До увольнения объяснение с истца истребовано не было. Трудовая книжка в установленный законом срок не была вручена. Отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ работодатель за время истца не производил. Незаконное увольнение привело к нарушению права истца на труд, лишило возможности трудиться. Основание увольнения, указанное в трудовой книжке, порочит истца, создает препятствия для дальнейшего трудоустройства.
Ответчик ИП Кондратюк Е.В. и её представитель Мелехов В.А., действующий на основании ордера от <....> (л.д.66), согласились с требованиями в части выдачи заработной платы за октябрь 2011 года. С остальными требованиями не согласились, пояснили, что заявление на увольнение по собственному желанию истец не оформляла и работодателю не передавала. В конце октября 2011 года было выявлено, что Агеева Н.А. подделала накладные на поступивший товар от <....> и <....>, в результате чего образовалась недостача. Истец признала данный факт и обещала внести сумму недостачи, однако отработав последний день 27 октября 2011 года, на работу не выходила. Было решено провести инвентаризацию товара, находящегося на её подотчете. О проведении инвентаризации она была уведомлена по телефону, но отказалась принять в ней участие. Ознакомиться с результатами инвентаризации Агеева И.Л. не захотела. 10 ноября 2011 года истицу письменно поставили в известность об увольнении и необходимости получить трудовую книжку, 12 ноября 2011 года был издан приказ об увольнении. Агеевой предлагали придти и ознакомиться с приказом об увольнении, но она отказалась. Трудовая книжка была направлена Агеевой Н.А. по почте 01 декабря 2011 года после того, как от неё поступило соответствующее заявление. Страховые взносы за весь период работы Агеевой Н.Л. в установленный законом срок были перечислены в Управление пенсионного фонда Российской Федерации.
Определением Тобольского городского суда Тюменской области от <....> требования Агеевой Н.А. о возложении обязанности на ИП Кондратюк Е.В. произвести отчисления по заработной плате в Пенсионный фонд Российской Федерации с период с <....> по <....> выделены в отдельное производство (л.д.127-129).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное решение, с которым не согласна ответчик ИП Кондратюк Е.В.. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что суд пришёл к неправильному выводу о недоказанности факта недостачи по вине истицы, поскольку в судебном заседании данный факт нашёл своё полное подтверждение, в частности копиями накладных с исправлениями, показаниями свидетелей о приёме истцом товара без росписи, актом проведенной ревизии из которого видно, что недостача возникла именно в результате исправлений в накладных, в дни работы Агеевой Н.А., однако, суд данному обстоятельству не дал никакой оценки. Также не согласна с выводом суда о не уведомлении работника о проведении ревизии. Суд не учёл, что имеются акты о невозможности уведомления истицы о проведении ревизии, истребования объяснений, так как Агеева Н.А. отсутствовала на рабочем месте и в городе Тобольске. Считает, что были предприняты все меры по соблюдению трудового законодательства. Кроме того, в жалобе указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что истица отсутствовала на рабочем месте после 28 октября 2011 года, с заявлением о выдаче заработной платы и трудовой книжке, не обращалась.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Агеева Н.А. в лице представителя по доверенности Морозовой М.С., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, как предусмотрено ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Агеева Н.А. состояла в трудовых отношениях с ИП Кондратюк Е.В. с 01 июня 2011 г., исполняя обязанности продавца-кассира, между сторонами был заключен трудовой договор (л.д.109-111).
Согласно п. 4.2 трудового договора, заработная плата Агеевой Н.А. устанавливается в размере <......> рублей.
Как следует из трудовой книжки, приказом <....> от <....> Агеева Н.А. уволена за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя по п. 7 ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 81 ТК РФ, п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом бремя доказывания совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя, лежит на работодателе.
Рассматривая данное дело, суд пришел к обоснованному выводу об изменении формулировки увольнения на увольнение по собственному желанию (ст.80 ТК РФ), поскольку доказательств того, что Агеева Н.А. совершила какие-либо виновные действия, дающие основания для утраты доверия к ней со стороны работодателя, не представлено.
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую сумму.
Поскольку заработная плата за октябрь 2011 года при увольнении истице ответчиком выплачена не была, суд обоснованно взыскал в пользу истицы заработную плату за октябрь 2011 года, неполученный заработок за период с 12 ноября по 08 декабря 2011 года и средний заработок за период с 09 ноября 2011 года по 19 января 2012 года.
Расчет задолженности по заработной плате, а также расчет иных подлежащих взысканию сумм приведен в решении суда. Судебная коллегия находит эти расчеты правильными.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ ввиду установления судом неправомерности действий и бездействия ответчика - работодателя, с учетом п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд счел необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, которую с учетом характера неправомерных действий и бездействия работодателя, существа спора, обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, определил в размере <......> рублей.
Поскольку истец, обратившись в суд с иском, государственную пошлину не оплачивала, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскал расходы с ответчика, не освобожденного от их уплаты. С учетом требований ст. 333.19 НК РФ с ответчика правильно взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <......> исходя из размера удовлетворенных судом имущественных требований, а также требований неимущественного характера.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что увольнение Агеевой Н.А. на основании п. 7 ст. 81 ТК РФ является правомерным, поскольку ею были допущены неправомерные действия при оформлении накладных на получаемые и отпускаемые ответчиком и истцом материальные ценности (продукты), не могут служить основанием к отмене решения суда. Доказательств совершения Агеевой Н.А. неправомерных действий суду представлено не было, и суд первой инстанции правильно указал, что из предоставленных ответчиком копий накладных на товар за <....> и <....>, которые не соответствуют друг другу, имеют исправления и подчистки, не следует, что исправления в накладные и подчистки были сделаны именно истицей, поскольку указанные накладные не содержат номера, подпись лица, оформляющего накладные, подпись водителя, принимающего товар со склада, подпись продавца в подотчет которого поступает товар.
Между тем, ответчиком достоверных доказательств того, что именно Агеева Н.А. внесла исправления в накладные, не предоставлено, а из пояснений сторон и показаний свидетелей следует, что накладные сопровождают товар от склада до продавца, и в последствие передаются бухгалтеру.
Кроме того, в силу ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Согласно ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Как следует из материалов дела при приёме на работу с Агеевой Н.А. был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (л.д.112).
Приказом <....> от <....>, ответчик поручил провести ревизию (учет) товарно-материальных ценностей на торговой точке рынка <......> 28 октября 2011 года (л.д.49).
Основанием для увольнения истицы по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК Российской Федерации послужило, как следует из акта проверки товарно-материальных ценностей (л.д. 52), мошеннические действия Агеевой Н.А. (поддельные накладные), что повлекло недостачу.
Проверяя обоснованность заявленного истцом требования, суд оценил представленный ответчиком в обоснование своих доводов правомерности увольнения истца в связи с утратой доверия акт проверки ИП Кондратюк Е.В., пришел к правильному выводу о наличии допущенных работодателем нарушений при проведении инвентаризации, поскольку работодателем не было представлено доказательств об извещении Агеевой Н.А. о предстоящей инвентаризации. Кроме того, истица не была ознакомлена с результатами инвентаризации и у неё не были истребованы объяснения по выявленной недостаче.
При установленных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт совершения истцом действий, которые послужили основанием для утраты доверия со стороны работодателя, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что вывод суда об отсутствии вины Агеевой Н.А. не основан на фактических обстоятельствах дела, сводятся к переоценке доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, требования статьи 67 ГПК Российской Федерации судом выполнены.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 19 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя Кондратюк Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: