№ 44А-497/2010



Тюменский областной суд

№ 7-3-497/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тюмень 03 ноября 2010 года

Заместитель председателя Тюменского областного суда Антипин А.Г., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Тюмень-Лото» Либермана В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского АО г. Тюмени от 07 июля 2010 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 августа 2010 года, вынесенные в отношении ООО «Тюмень-Лото» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского АО г. Тюмени от 07 июля 2010 года по делу об административном правонарушении ООО «Тюмень-Лото» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей в доход государства.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 августа 2010 года постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского АО г. Тюмени от 07 июля 2010 года в отношении ООО «Тюмень-Лото» оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Тюмень-Лото» Либермана В.В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, генеральный директор ООО «Тюмень-Лото» Либерман В.В. просит об отмене вынесенных в отношении ООО «Тюмень-Лото» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебных постановлений, считая их незаконными. Указывает, что ООО «Тюмень-Лото» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Кроме того, полагает, что административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Тюмень-Лото» организовывало и проводило лотереи.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы генерального директора ООО «Тюмень-Лото» Либермана В.В., нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2010 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие приём от физических лиц наличных денежных средств, в случаях предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ, является исчерпывающим.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.

Проведением лотереи, согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», признаётся осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Также Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» даёт определение понятию «Оператора лотерей», который в соответствии с данным Законом, (наряду с Организатором) наделён правом на проведение лотереи. При этом статья 2 Закона указывает, что оператор лотереи это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.

Таким образом, Федеральный закон «О лотереях» содержит конкретный перечень действий, осуществление которых является проведением лотереи.

Между тем, распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, приём лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключённого с организатором лотереи или оператором лотереи договора (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»).

Из системного анализа норм статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» следует, что законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемых настоящим законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых наделён собственной компетенцией и объёмом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.

Таким образом, распространение лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним не тождественны понятию проведение лотереи.

Как видно из материалов дела, ООО «Тюмень-Лото» является распространителем лотерейных билетов и не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметами которых были бы проведение лотерей от имени и по поручению организаторов, что подтверждается имеющимися в деле договорами общества с операторами лотерей, в связи с чем общество не относится к организации, проводящей лотереи, на которую распространяются требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

То обстоятельство, что согласно карточки учёта объекта регистра ЕГРПО Росстата РФ, имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО «Тюмень-Лото» является «деятельность по организации азартных игр», правого значения по делу не имеет, поскольку административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что общество фактически организовывало и проводило лотереи.

Таким образом, деятельность ООО «Тюмень-Лото» не подпадает под действие Федерального закона № 115-ФЗ, поскольку общество не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов (доказательств обратного административным органом не представлено), следовательно, ООО «Тюмень-Лото» не является субъектом административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского АО г. Тюмени от 07 июля 2010 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 августа 2010 года, вынесенные в отношении ООО «Тюмень-Лото» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского АО г. Тюмени от 07 июля 2010 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 августа 2010 года, вынесенные в отношении ООО «Тюмень-Лото» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тюмень-Лото», предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалобу генерального директора ООО «Тюмень-Лото» Либермана В.В. удовлетворить.

Заместитель председателя суда (подпись) А.Г. Антипин

Копия верна:

Заместитель председателя суда А.Г. Антипин