Дело № 21-74/2012
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 28 марта 2012 года
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., при секретаре Дайнеко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Верхнеаремзянского сельского поселения Хурсан Г.Ф. на решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Тобольского района по пожарному надзору <......> от 30 января 2012 года Хурсан Г.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 6 000 рублей за то, что она, являясь главой Верхнеаремзянского сельского поселения Тобольского муниципального района, не обеспечила противопожарное расстояние между границами деревень Чукманка и Кирюшина и лесным массивом не менее 15 метров, то есть нарушила требования пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным постановлением, Хурсан Г.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что в соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возложено на орган местного самоуправления (Администрация Верхнеаремзянского сельского поселения). Обеспечение противопожарного расстояния от границ застройки деревень с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов не менее 15-метров не относится к первичным мерам пожарной безопасности. Согласно справки отдела Тобольского лесничества от 06.02.2012 г лесные участки д. Чукманка, д. Кирюшина указанные в постановлении относятся к защитным лесам, к зеленым зонам населенных пунктов. Согласно ст. 104 и 105 Лесного кодекса РФ, Правилам пожарной безопасности в лесах РФ п. 15(3), также требованиям Лесохозяйственного регламента Тобольского лесничества, сплошные рубки в защитных лесах запрещены. Подпунктом 3 пункта 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2012 года постановлено:
«Постановление государственного инспектора Тобольского района по пожарному надзору Вербицкого А.Л. <......> от 30 января 2012 года о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 6 000 рублей на должностное лицо Хурсан Г.Ф. оставить без изменения, жалобу Хурсан Г.Ф. - без удовлетворения».
Не согласившись с данным решением, Хурсан Г.Ф. в жалобе в Тюменский областной суд просит отменить решение судьи районного суда, приводя те же доводы, что и в жалобе в районный суд.
О времени и месте рассмотрения дела по жалобе Хурсан Г.Ф. представитель административного органа извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании Хурсан Г.Ф., настаивавшую на доводах жалобы, полагаю решение судьи районного суда и постановление о назначении административного наказания подлежащими отмене по следующим основаниям.
Рассматривая по существу жалобу Хурсан Г.Ф. на постановление о назначении ей административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, судьёй районного суда не были учтены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Из протокола об административном правонарушении <......> от 30 января 2012 года следует, что Хурсан Г.Ф. вменено нарушение Правил пожарной безопасности, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313, и ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пункт 3 Правил пожарной безопасности является отсылочной нормой, поскольку предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Хурсан Г.Ф. не оспаривается фактическое расстояние от границ застройки деревень Чукманка и Кирюшина до лесного массива, однако, оспаривая назначенное наказание, Хурсан Г.Ф. указывала, что лесной массив, о котором указано в протоколе об административном правонарушении и вынесенном в отношении неё постановлении, представляет собой леса, находящиеся на землях лесного фонда. В целях обеспечения противопожарного расстояния необходима вырубка части лесного массива, тогда как такая вырубка запрещена п. 15 (3) Правил пожарной безопасности в лесах.
Вместе с тем, данным доводам оценки ни административным органом, ни судом не дано, указанные доводы административным органом не только не опровергнуты, но и подтверждаются письмом начальника отдела «Тобольское лесничество» управления лесничествами Департамента лесного комплекса Тюменской области от 06.02.2012 года, письмом начальника отдела по земельным отношениям администрации Тобольского муниципального района от 27.03.2012 года, письмом директора Департамента лесного комплекса Тюменской области от 01 февраля 2012 года.
Признавая вынесенное в отношении Хурсан Г.Ф. постановление законным и обоснованным, судья районного суда указал на то, что в соответствии с п. 112 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Однако невыполнение п. 112 Правил пожарной безопасности Хурсан Г.Ф. административным органом не вменялось, доказательств того, что органом местного самоуправления не устроены защитные противопожарные полосы, не посажены лиственные насаждения, либо не удаляется в летний период сухая растительность, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
При таких обстоятельствах вынесенное в отношении Хурсан Г.Ф. постановление нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Хурсан Г.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ.
В связи с тем, что указанное постановление было необоснованно оставлено без изменения решением судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2012 года, то отмене подлежит и данное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.1, 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Тобольского районного суда Тюменской области от 20 февраля 2012 года и постановление государственного инспектора Тобольского района по пожарному надзору <......> от 30 января 2012 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хурсан Г.Ф. прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин