12-69/2010



Дело № 12-62/2010

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 15 сентября 2010 года

Судья Тюменского областного суда Немчинова Н.В., при секретаре Дудниченко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ван Ч. - Насруллаева С.С. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2010 года,

у с т а н о в и л:

01 сентября 2010 года в отношении гражданина <данные изъяты> Ван Ч. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Определением от 01 сентября 2010 года материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Тюмени.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2010 года Ван Ч., <данные изъяты> гражданин <данные изъяты>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух) тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Не соглашаясь с постановлением, защитник Ван Ч. - Насруллаев С.С. в жалобе в вышестоящий суд просит постановление изменить и в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации отменить, указывая, что, не оспаривая законность принятого решения, считает назначенное судом наказание чрезмерно суровым. Указывает, что Ван Ч. на территорию РФ прибыл по <данные изъяты> 21 мая 2009 года и встал на миграционный учет в г. <адрес> по ул. <адрес>; срок действия визы продлен до 20 декабря 2010 года, цель приезда - на работу, имеет разрешение на работу, в г. <адрес> принят на работу в ООО <данные изъяты> в качестве слесаря-ремонтника; в соответствии с приказом директора ООО <данные изъяты> от 30 августа 2010 года на двое суток по 31 августа был командирован в г. <данные изъяты> для ознакомления с работой автосервисов; в г. <данные изъяты> прибыл 30 августа 2010 года и на следующий день был задержан работниками миграционной службы. Не согласен с выводом суда о том, что совершенное Ван Ч. правонарушение является значительным. Указывает, что суд не учел смягчающие обстоятельства - раскаяние Ван Ч. в совершении административного правонарушения; на территории РФ Ван Ч. проживает значительное время и правонарушений не совершал.

Заслушав объяснения защитника Ван Ч. - адвоката Насруллаева С.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области Володина Ю.А., возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Шабановой У.В., полагавшей постановление законным и обоснованным, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, вышестоящий суд находит постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно копии паспорта, миграционной карты серии №, отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и других материалов дела, Ван Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Как следует из материалов дела, Ван Ч. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, поскольку он прибыл в Российскую Федерацию 21 мая 2009 года на основании визы, получил миграционную карту и не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Положениями ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено право иностранных граждан на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом.

Данная статья предусматривает лишь одно ограничение права иностранных граждан на свободу передвижения, которое выражается в запрете иностранным гражданам посещать территории, организации и объекты, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий, организаций и объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем в целях государственного регулирования миграционных процессов Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о миграционном учете) закрепляет обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учет по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, - встать на учет по месту пребывания (чч. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона о миграционном учете).

При этом согласно подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона о миграционном учете временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен встать на учет по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания. В данном случае обязанность по уведомлению органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания лежит на принимающей стороне (чч. 3 и 3.1 ст. 20 Федерального закона о миграционном учете).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.07 № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Согласно пункту 20 раздела III названных Правил иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, Ван Ч. встал на миграционный учет в г. <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в настоящее время с мая 2010 года фактически пребывает в г. <данные изъяты> без постановки на миграционный учет по месту пребывания, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, справкой от 01 сентября 2010 года о том, что по учетам УФМС России по Тюменской области Ван Ч. не значится, а также данными миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания.

Данные обстоятельства Ван Ч. не оспаривались, своей вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения он не отрицал.

Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Ван Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка в жалобе на то, что Ван Ч. в соответствии с приказом директора ООО <данные изъяты> был командирован на двое суток по 31 августа 2010 г. в г. <данные изъяты> не может служить основанием для отмены постановления. В соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Однако часть 1 статьи 25.1, статья 28.2, статья 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право представлять доказательства, заявлять ходатайства. Указанные нормы в их взаимном сочетании не лишают гражданина, привлекаемого к административной ответственности, права и не освобождают его от обязанности представлять доказательства в обоснование своих доводов. Доказательства того, что на момент проверки 31 августа 2010 года Ван Ч. находился в командировке в г. <данные изъяты>, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела судьей районного суда представлены не были, равно как не указывал на такие доказательства Ван Ч. в данных им объяснениях от 31 августа 2010 года.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при производстве по данному делу не допущено.

Вместе с тем, при назначении административного наказания судьей районного суда не в полной мере были учтены требования глав 3 и 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение административного наказания в виде административного штрафа, которое является основным административным наказанием, а также предусматривает возможность назначения в качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации.

При этом постановление судьи о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Принимая во внимание, что в настоящее время согласно имеющейся в № отметки, срок действия выданной Ван Ч. визы не истек, так как этот срок продлен до 20 декабря 2010 года, в связи с чем Ван Ч. не лишен возможности выехать в г. <данные изъяты> и находиться там на законных основаниях до окончания срока действия визы, а также учитывая то обстоятельство, что Ван Ч. ранее к административной ответственности не привлекался, что следует из протокола об административном правонарушении, Ван Ч. вину признал, поэтому вышестоящий суд считает, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является преждевременной мерой административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2010 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Ван Ч. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ван Ч. изменить, исключив из него указание на назначение Ван Ч. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в остальной части постановление судьи оставить без изменения.

Ван Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>, из специального помещения Органов внутренних дел для содержания задержанных лиц освободить.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Немчинова