Постановление суда надзорной инстанции от 07.12.2010 по делу №44у-157



№ 44у-157/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Тула7 декабря 2010 года

Президиум Тульского областного суда в составе:

председательствующего – Пыленко И.П.,

членов президиума: Кусева А.П., Жубрина М.А., Лубкова С.В., Фёдоровой С.Б.,

с участием заместителя прокурора Тульской области Пословского В.М.,

рассмотрел материалы уголовного дела по надзорной жалобе осужденного Максимова В.В. на приговор Кимовского городского суда Тульской области от 20 июля 2007 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2007 года.

По приговору Кимовского городского суда Тульской области от 20 июля 2007 года Максимов В.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в ..., несудимый,

осужден к лишению свободы:

по ч.4 ст.111 УК РФ к 8 годам лишения свободы;

по ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы;

по ст.119 УК РФ к 1 году лишения свободы;

по ч.1 ст.213 УК РФ к 2 годам лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2007 года приговор оставлен без изменения.

Надзорное производство возбуждено Судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Задонской Л.Н., изложившей содержание судебных решений, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства; мнение заместителя прокурора Тульской области Пословского В.М., поддержавшего доводы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, полагавшего приговор и кассационное определение изменить, переквалифицировать действия Максимова В.В. с п. «а» ч.2 ст.116 УК РФ, президиум Тульского областного суда

установил:

приговором суда Максимов В.В. признан виновным в совершении ДД.ММ.ГГГГ покушения на кражу, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение – ..., расположенное по адресу: ...;

он же признан виновным в совершении ДД.ММ.ГГГГ в ... угрозы убийством Л., когда при этом имелись основания опасаться осуществления этой угрозы;

кроме того, признан виновным в умышленном причинении ДД.ММ.ГГГГ, примерно с 20 часов, тяжкого вреда здоровью, опасного для его жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего З., группой лиц по предварительному сговору;

а также признан виновным в совершении ДД.ММ.ГГГГ хулиганства, то есть грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении потерпевшего З.

В надзорной жалобе осужденный Максимов В.В. просит смягчить назначенное ему наказание по ч.4 ст.111 и ч.1 ст.213 УК РФ, поскольку в настоящий момент лицо, уголовное дело в отношении которого было выделено в отдельное производство, с которым он совершил установленные по приговору преступления группой лиц по предварительному сговору, осужден, однако этому лицу назначили наказание менее суровое, чем ему, несмотря на то, что тот длительное время скрывался от следствия, в связи с чем считает данный факт несправедливым. Кроме того, утверждает, что он ни З., ни З. не избивал, что подтверждается показаниями И. (лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство). Обращает внимание на противоречия в заключениях экспертов, приведенных в приговоре, указывая, что данные противоречия не были устранены судом. Просит учесть, что согласно заключению эксперта причиной смерти З. стала травма в правой лобно-теменной области, в то время как он осужден за нанесенный удар слева.

Изучив доводы надзорной жалобы, проверив материалы уголовного дела, президиум считает, что приговор Кимовского городского суда Тульской области от 20 июля 2007 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2007 года в отношении Максимова В.В. подлежат изменению по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 379, ст.ст. 382, 409 УПК РФ, ввиду неправильного применения уголовного закона.

Вина осужденного Максимова В.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего З., группой лиц по предварительному сговору, хищении имущества из здания фермы, угрозы убийством подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в приговоре доказательствами, а именно: показаниями потерпевших З., Л., М., свидетелей С., С., оглашенными в судебном заседании показаниями потерпевшего З., осужденного Максимова В.В. заключениями судебно-медицинских экспертиз, и другими исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в приговоре доказательствами.

Оснований ставить под сомнение заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти З., у суда не имелось.

Мотивы, по которым суд первой инстанции признал несостоятельными доводы осужденного Максимова В.В. о его непричастности к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, опасного для его жизни, повлекшего по неосторожности смерть З., являются правильными.

Вместе с тем, как усматривается из приговора, суд установил, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью З., опасное для его жизни, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, группой лиц по предварительному сговору; а также хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении потерпевшего З., совершены при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ примерно в 20 часов Максимов В.В. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находились по месту жительства З., расположенному по адресу .... На почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к З., совместно реализуя единый общий умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего З., они подвергли его избиению, при этом Максимов В.В., действуя согласованно с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, нанес З. множество ударов сначала деревянным стулом, а когда стул сломался, то деревянными ножками от сломанного стула, по разным частям тела, в том числе по голове, а также множество ударов ногами и руками по телу и голове З. Затем Максимов В.В. с целью причинения тяжких телесных повреждений З. поочередно бросил на него телевизор, швейную и стиральную машинку. В результате преступных действий Максимова В.В. и лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, потерпевшему З. были причинены следующие повреждения: кровоподтеки на веках глаз, ссадины на лице, кровоподтеки и ушибленные раны на слизистой оболочке губ, кровоподтеки в мягких тканях головы, субдуральная гематома справа (40 мл), субарахноидальное кровоизлияние, то есть повреждения, имеющие признаки тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни, и прямую причинную связь со смертью; кровоподтеки и ссадины в области плечевых суставов спереди, кровоподтеки на тыле кистей - повреждения, не имеющие анатомических признаков вреда здоровью и прямой причинной связи со смертью. Смерть З. - наступила от закрытой черепно-мозговой травмы с кровоподтеками на веках глаз, ссадинами на лице, кровоподтеками и ушибленными ранами на слизистой оболочке губ, кровоизлияниями в мягких тканях головы слева, субдуральной гематомой справа (40 мл), субарахноидальным кровоизлиянием, осложнившейся дислокацией головного мозга.

ДД.ММ.ГГГГ примерно в 20 часов Максимов В.В. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь по месту жительства семьи З. по адресу ..., ..., подвергли З. избиению. Присутствовавший при этом его брат З. попытался заступиться за него, однако Максимов В.В. и указанное лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, осознавая, что грубо нарушают общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, не испытывая личной неприязни к З., стремясь продемонстрировать свое превосходство над ним, беспричинно из хулиганских побуждений подвергли З. избиению, при этом Максимов В.В. нанес по голове З. множество ударов деревянной ножкой от сломанного стула, используя данный предмет в качестве оружия для причинения телесных повреждений, после чего, совместно с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, подвергли упавшего на пол З. избиению ногами по различным частям тела. Указанные преступные действия Максимова В.В. не повлекли причинения вреда здоровью З..

Указанные действия Максимова квалифицированы судом по ч.4 ст. 111 УК РФ и ч.1ст.213 УКРФ.

Вместе с тем, правильность квалификации действий Максимова по ч.1 ст.213 УК РФ является ошибочной.

По смыслу закона судам следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий.

Ответственность по ст.213 УК РФ наступает в случаях грубого нарушения лицом общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых и вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п. должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Квалифицируя действия Максимова В.В. как хулиганство, суд указал, что они свидетельствуют об умышленном и демонстративном нарушении существующих в силу сложившихся общечеловеческих традиций и морали правил поведения в обществе, основанных на обеспечении уважения к личности, ее неприкосновенности, соблюдении общественного спокойствия, сохранности собственности, так как не имели какой-либо причины.

Однако такой вывод сделан судом без учета обстановки, приведшей к возникновению конфликта.

Как видно из показаний потерпевших З. и З., в то время, когда Максимов В.В. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, избивали З., З. решил заступиться за брата, но Максимов В.В. три раза ударил его ножкой стула по голове, отчего он упал на колени, затем на протяжении двух минут Максимов В.В. и И. избивали его ногами, нанеся множество ударов по различным частям тела, в том числе по голове.

Таким образом, исследованные судом доказательства не подтверждают вывод суда о беспричинном применении насилия к З., и наличия у Максимова В.В. прямого умысла на совершение грубого нарушения общественного порядка и проявления явного неуважения к обществу.

При таких данных, президиум считает, что действия Максимова В.В. в отношении потерпевшего З. подлежат переквалификации с ч.1 ст.116 УК РФ.

В связи с уменьшением объема обвинения, назначенное Максимову В.В. наказание по совокупности преступлений, подлежит смягчению.

Назначенное осужденному Максимову В.В. наказание по ч.4 ст.111, ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч.2 ст.158, 119 УК РФ является законным и обоснованным. Оснований для смягчения наказания по данным статьям, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, президиум Тульского областного суда

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденного Максимова В.В. удовлетворить частично.

2. Приговор Кимовского городского суда Тульской области от 20 июля 2007 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2007 года в отношении Максимова В.В., изменить:

переквалифицировать его действия с ч.1 ст.116 УК РФ, по которой назначить наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев с удержанием 20% заработка в доход государства.

От назначенного ему по п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.4 ст.111, ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч.2 ст.158, 119 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

3. В остальной части приговор и кассационное определение оставить без изменения, а надзорную жалобу осужденного Максимова В.В. – без удовлетворения.

ПредседательствующийподписьИ.П.Пыленко