Кассационное определение от 06.10.2010 по делу №22-2049



Дело № 22-2049 судья ФИО12

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2010 года г. Тула

Судебная коллегия по уголовным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего – Шевелевой Л.В.,

судей - Григорьева О.Ю., Павловского О.Б.,

при секретаре – Симанович О.С.,

с участием прокурора – Осотовой А.В.,

осужденных - Николаева Ю.М. и Авдошина А.С.,

защитников – адвокатов Сизова Э.Н., Мушкина С.Н.,

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Николаева Ю.М. и Авдошина А.С. на приговор Чернского районного суда Тульской области от 20 июля 2010 года, которым

Николаев Юрий Михайлович, родившийся дд.мм года в .... района ...., гражданин РФ, несудимый,

осужден по ч. 3 ст. 219 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии – поселении с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно - распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на 3 года.

Авдошин Александр Сергеевич, родившийся дд.мм года в пос. .... ...., гражданин РФ, несудимый,

осужден по ч. 3 ст. 219 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии – поселении с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно - распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на 3 года.

Гражданский иск потерпевшей Б. удовлетворен частично, с Николаева Ю.М. и Авдошина А.С. солидарно в пользу Б. в счет компенсации морального вреда взыскано 50000 рублей.

Выслушав доклад судьи Павловского О.Б., объяснения осужденных Николаева Ю.М. и Авдошина А.С., их защитников адвокатов Сизова Э.Н. и Мушкина С.Н., просивших приговор отменить или наказание снизить, а так же прокурора Осотову А.В., полагавшую приговор оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Николаев Ю.М. и Авдошин А.С. осуждены за то, что нарушили правила пожарной безопасности, являясь лицами, на которых лежала обязанность по их соблюдению, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть двух и более лиц.

Преступление совершено при обстоятельствах изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Николаев Ю.М. выражает несогласие с приговором.

Утверждает, что следствие не установило виновных в пожаре, а определило причиной несчастья неисправную электропроводку и отсутствие пожарной сигнализации. Между тем, для устранения недостатков в противопожарной безопасности требовались деньги, на неоднократные же обращения к руководству Департамента социального развития ему обещали решить этот вопрос в 2008 году.

Считает, что поскольку деньги не выделялись, он не может привлекаться к ответственности.

Поясняет - электропроводку ежегодно проверяли специалисты фирмы «К.», которые подтвердили возможность дальнейшей эксплуатации электросети. Экспертные же исследования не установили причину пожара.

Выражает непонимание, почему из-за нарушений правил противопожарной безопасности работники пожарной службы не признали помещение интерната непригодным для проживания и не закрыли.

Обращает внимание, что на месте возгорания работники интерната слышали хлопок – его организаторы неизвестны; на месте происшествия обнаружен труп неопознанной женщины, свидетель ФИО66 не смог спуститься со второго этажа на первый из-за едкого дыма, к месту происшествия приезжал неизвестный цель приезда которого не установлена.

Утверждает – на тушение пожара приехало две пожарные машины без воды, работники противопожарной службы, оказавшиеся не готовыми к работе, в итоге получили не наказания, а поощрения за спасение людей на пожаре.

Утверждает так же, что вещественные доказательства собирались с нарушением закона, без понятых и не подтверждают действительных обстоятельств происшедшего.

Просит учесть его послужной список: многочисленные поощрения и награды за многолетний труд. А так же преклонный возраст, ухудшающееся состояние здоровья, преклонный возраст его жены инвалида 2 группы, страдающей серьезным заболеванием и нуждающейся в уходе, и состояние дочери так же инвалида 2 группы и тоже нуждающейся в моральной и материальной поддержке.

Просит назначить условную меру наказания.

В кассационной жалобе осужденный Авдошин А.С. приговор находит несправедливым ввиду его суровости.

Поясняет - судом не в полной мере учтено, что он не имел финансово - распорядительных полномочий, тем самым не мог выполнить все пункты предписания № ГПН. Он проработал в доме интернате два года и за это время было невозможно изготовить проектно-сметную документацию и осуществить необходимый объем работ, даже если бы у него такие полномочия были. Это подтвердили свидетели ФИО67, ФИО68 и ФИО69.

Утверждает, что по завершению курса обучения по пожарно-техническому минимуму он информировал Департамент социального развития .... о невозможности выполнить предписания службы госпожарнадзора и предложил приостановить деятельность интерната.

Себя считает заложником работы на пожароопасном объекте и обращает внимание, что улучшил противопожарное состояние дома-интерната, выполнив 26 пунктов предписаний ГПН, которые возможно было выполнить.

Полагает, при назначение наказания суд не в полной мере учел, что его 86-летняя мать, вдова инвалида Великой Отечественной войны, участник трудового фронта нуждается в его помощи.

Приговор просит изменить, назначив более мягкое наказание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит выводы суда о виновности осужденных основанными на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.

Органами следствия и судом каких-либо нарушений закона способных повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора допущено не было.

Совокупность приведенных в приговоре доказательств проверена в ходе следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы по которым признал их достоверными.

Так, суд установил, что директор государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Чернский дом – интернат для инвалидов и престарелых» Николаев Ю.М. и заместитель директора указанного учреждения Авдошин А.С. не обеспечили соблюдение правил пожарной безопасности и создали условия для возникновения в доме-интернате пожара. Вследствие допущенных осужденными нарушений правил пожарной безопасности, в том числе аварийного режима работы внутренней электропроводки, в здании Чернского дома – интерната для инвалидов и престарелых произошел пожар в результате которого погибло 34 человека, вред здоровью различной степени тяжести причинен 8 лицам.

Это подтверждается протоколом осмотра места происшествия от дд.мм г. из которого следует, что в ходе тушения пожара в Чернском доме- интернате обнаружены трупы людей с повреждениями и следами воздействия огня.

Согласно судебно-медицинским экспертным исследованиям смерть потерпевших ФИО14 ФИО15 ФИО16 ФИО17 ФИО18 ФИО19 ФИО20 ФИО21 ФИО22 ФИО23 а так же смерть трех потерпевших личность которых не установлена наступила от отравления угарным газом. Причина смерти потерпевших ФИО24 ФИО25 ФИО26 ФИО27 ФИО28., ФИО29 ФИО30 ФИО31 и ряда других лиц не установлена из-за обугливания и обгорания трупов.

Протоколом осмотра места происшествия от дд.мм г., из которого следует, что в палатах и кабинетах медицинского персонала монтаж внутренних электрических сетей произведен с нарушением правил. Внутри здания проведена медная проволока, установлены случаи несанкционированного подключения к ней путем проведения дополнительной проводки в палатах и кабинетах медперсонала. При этом в некоторых случаях подключение к основной проводке осуществлялось путем самодельных «скруток» с алюминиевыми проводами. Обнаружены и изъяты запрещенные к эксплуатации электроприборы и приборы кустарного производства.

Изъятые вещественные доказательства, включая алюминиевые провода соединенные при помощи «скрутки», фрагмент медного провода со следами оплавления, электрокипятильники и др. судом осмотрены.

Согласно заключению пожарно-технической экспертизы в здании жилого корпуса дома-интерната зона расположения огня находилась в правой части чердачного помещения основного здания. Наиболее вероятной причиной пожара мог послужить аварийный режим работы, связанный с тепловым проявлением электрического тока в несохранившейся части электропроводки проложенной по перекрытию в чердачном помещении. Соединение проводов при помощи «скруток», особенно из разных металлов, могли привести к аварийному режиму работы электропроводки. Пожар был обнаружен в виде выброса открытого пламени с потолочного перекрытия второго этажа. При этом фронт пламени распространялся в обе стороны здания. Это обстоятельство указывает на то, что сначала пожар протекал в скрытой фазе своего развития. Он развивался в замкнутом пространстве чердака, температура внутри чердачного помещения повышалась и повышалось давление, которое в районе платфона освещения второго этажа нашло выход. В этом месте раскаленные газы вырвались наружу и от этого произошел хлопок.

Потерпевшая ФИО9 показала, что в день пожара она была на работе. Находясь в комнате номер 44 услышала хлопок. Выйдя из комнаты увидела стену огня. Клубы черного дыма и огонь двигались по полу – пожар шел по всей ширине коридора.

Свидетель ФИО32 пояснила, что ФИО33 сообщила ей о сорванном на втором этаже плафоне и дыме. О пожаре она сообщила в пожарную часть и приступила к эвакуации людей.

Свидетель ФИО34 пояснила, что помогала эвакуации людей с первого этажа. Пламя было на втором этаже.

Показаниям потерпевшего ФИО35 ФИО36 Б. О., представителю потерпевших ФИО37 ФИО38 ФИО39 ФИО40 ФИО41 ФИО42 ФИО43 ФИО44 ФИО45 ФИО46 ФИО47 ФИО48ФИО49 ФИО50 ФИО51 ФИО52 ФИО53 ФИО54 ФИО55 ФИО56 так же дана надлежащая оценка.

Суд обоснованно установил, что осужденные являлись должностными лицам и в силу закона, других нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления о пожарной безопасности, содержание которых приведено в приговоре, обязаны были обеспечить правила пожарной безопасности, однако не проявили должной внимательности и предусмотрительности, хотя могли и должны были предвидеть наступление общественно-опасных последствий.

Так, инспектор отделения государственного пожарного надзора свидетель ФИО57 пояснил, что по результатам проверки в Чернском доме-интернате установлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности в результате чего он выдал предписание о устранении недостатков в срок до дд.ммг. года.

Согласно предписания отделения государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России по Чернскому району Тульской области № от дд.мм года при проведении внеплановой проверки зданий и помещений Чернского дома-интерната для инвалидов и престарелых было выявлено 31 нарушение требований правил и норм пожарной безопасности.

Суд установил, что на момент возникновения пожара не были устранены нарушения связанные с требованиями:

П.3 ППБ 01-03, п. 6.1 НПБ 110-03 о необходимости оборудования здания автоматической установкой пожарной сигнализации дымового действия;

П.17, 61 ППБ 01-03, п. 5.1 НПБ 104-03 об оборудовании здания и помещений жилых корпусов системой оповещения людей о пожаре третьего типа, включающей дублирование световой, звуковой и визуальной сигнализацией;

П. 36 ППБ 01-03 о проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций здания, том числе чердака;

П. 57 ППБ 01-03 в соответствии с которым на первом этаже здания требовался монтаж электрического кабеля согласно нормативным документам по электроэнергетике и др., приведенные в приговоре, неисполнение которых повлекло общественно-опасные последствия.

Документов подтверждающих то, что директор Чернского дома- интерната Тульской области Николаев Ю.М. обращался в Департамент социального развития Тульской области с просьбой выделить финансирование для выполнения предписания государственной службы пожарного надзора в деле не имеется.

Доводы Авдошина А.С. о том, что он не имел финансово-распорядительных правомочий устранить недостатки, указанные в предписании, судом проверялись и как устраняющие виновность были обоснованно отвергнуты, поскольку ничто не препятствовало осужденному незамедлительно, сразу же после получения предписания в декабре 2006 года, обратиться к вышестоящим должностным лицам для разрешения данного вопроса.

Так, письмо исполняющего обязанности директора дома-интерната Авдошина А.С. № с информацией о предписании государственного пожарного надзора в Департамент социального развития Тульской области было направлено только дд.мм г.

Свидетели ФИО58 ФИО59 ФИО60 подтвердили, что информация об имеющемся предписании службы государственного пожарного надзора поступило в Департамент социального развития по Тульской области в июле 2007 года.

Суд полно и всесторонне оценил эти и другие доказательства, приведенные в приговоре, и нашел их достаточными для признания осужденных виновными.

Эти выводы полно и правильно мотивированы.

Версия о террористическом акте проверялась в ходе производства по делу, а доводы защиты, в частности о хлопке в помещении, в котором произошел пожар, о обнаружении трупа женщины, личность которой не установлена и др., судом учитывались при установлении обстоятельств дела.

Эта версия своего подтверждения не нашла.

Осмотр места происшествия и изъятия вещественных доказательств проведен с участием понятых. Это установлено в судебном заседании, в связи с чем допрошены свидетели ФИО61 ФИО62 ФИО63 ФИО64

Оснований исключать из доказывания сведения полученные в результате этих следственных действий не имелось.

Суд устанавливает виновность или невиновность лиц только в рамках предъявленного обвинения. Другим должностным лицам, на которые указывается в кассационных жалобах, обвинения не предъявлялось.

Установленные законом правила справедливого судебного разбирательства не нарушены.

Правовая оценка действиям осужденных дана правильно.

Правильно разрешил суд и вопрос о наказании исходя из характера и степени общественной опасности преступлений, данных о личности виновных и обстоятельств дела.

Доводы изложенные в кассационных жалобах касающиеся данных характеризующих личность осужденных и трудных жизненных обстоятельствах суду были известны и учтены при назначении наказания.

Кассационные жалобы не обоснованны.

Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Приговор Чернского районного суда Тульской области от 20 июля 2010 года в отношении Николаева Юрия Михайловича и Авдошина Александра Сергеевича оставить без изменений, а кассационные жалобы Николаева Ю.М. и Авдошина А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий - /подпись/

Судьи: /подписи/

Копия верна: ФИО65