Кассационное определение от 29.06.2011 по делу №22-1322



Дело № 22-1322                                                    Судья – Мосина Т.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2011 года                                                 г. Тула

Судебная коллегия по уголовным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Сахаровой Е.А.,

судей: Бражникова А.В., Григорьева О.Ю.,

при секретаре Черновой О.С.,

с участием прокурора Панфиловой Н.П.,

потерпевшей К. ,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к ней осужденного Соколова А.М. на приговор Новомосковского городского суда Тульской области от 22 апреля 2011 года, которым

Соколов А.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, судимый 22.10.2010 г. по приговору мирового судьи судебного участка №33 Новомосковского района Тульской области по ч.1 ст. 158 УК РФ к 10 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства,

осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от 07.03.2011 г.) к 9 годам лишения свободы.

На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию с учетом требований п. «в» ч.1 ст. 71 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору мирового судьи судебного участка №33 Новомосковского района Тульской области от 22.10.2010 г. в виде 3 месяцев лишения свободы, и окончательно назначено 9 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания постановлено исчислять с 22.04.2011 г. с зачетом времени содержания под стражей с 11.02.2011 г. по 21.04.2011 г. включительно.

Гражданский иск К. удовлетворен, с Соколова А.М. в ее пользу в возмещение имущественного вреда взыскано 38 822 рубля, в возмещение морального вреда – 200 000 рублей.

Судьба вещественных доказательств решена.

Заслушав доклад судьи Сахаровой Е.А., выслушав мнения потерпевшей К. и прокурора Панфиловой Н.П., полагавших, что приговор является законным и обоснованным и оснований для его отмены либо изменения не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Соколов А.М. признан виновным в умышленном причинении 6 февраля 2011 года в <адрес> тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни В. , повлекшего по неосторожности наступление его смерти при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Соколов А.М. вину признал полностью.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Соколов А.М. находит приговор незаконным и подлежащим изменению ввиду чрезмерной суровости назначенного ему наказания. Считает, что суд не учел в полном объеме все обстоятельства дела, а также требования ч.3 ст. 60 УК РФ и п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре»; не мотивировал свои выводы в части назначения наказания. Просит приговор изменить, снизить размер назначенного наказания до минимального.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав мнение прокурора и потерпевшей, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения приговора по следующим основаниям.

Выводы суда о доказанности вины Соколова А.М. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего В. - соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на достаточной совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств, непосредственно исследованных в ходе судебного разбирательства с соблюдением принципа состязательности сторон.

Все представленные сторонами доказательства исследованы в ходе судебного следствия с соблюдением принципов непосредственности и состязательности, приведены в приговоре в соответствии с требованиями п.2 ст.307 УПК РФ и получили надлежащую оценку, отвечающую установленным ст.88 УПК РФ требованиям.

Суд обоснованно признал, что вина Соколова А.М. в совершении установленного в приговоре преступления подтверждается его показаниями в совокупности с показаниями потерпевшей К. , свидетелей А. , Т. , Е. , Д. , С. , протоколом осмотра и дополнительного осмотра места происшествия, заключением судебно-медицинского эксперта №141-И и дополнительным заключением судебно-медицинского эксперта №229-Д от 15 марта 2011 года, заключением судебно-медицинского эксперта №60, протоколом проверки показаний на месте осужденного, протоколом выемки джемпера, джинсов и куртки, в которых Соколов А.М. находился в момент причинения повреждений В. , протоколом осмотра предметов, изъятых в ходе следствия.

Перечисленные доказательства проверены в ходе судебного следствия в соответствии со ст. 87 УПК РФ, обоснованно признаны судом отвечающими требованиям уголовно-процессуального закона, относимыми, допустимыми и достоверными, а в совокупности - достаточными для вывода о виновности Соколова А.М. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ.

Заключением судебно-медицинского эксперта №141-И установлено, что смерть В. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы с ушибом, размозжением вещества головного мозга, кровоизлиянием под твердую мозговую оболочку и в мягкие ткани головы, ушибленными ранами волосистой части головы, кровоподтеками, ссадинами, ушибленными ранами лица, осложнившимися отеком головного мозга с дислокацией, отеком легких и воспалением легочной ткани.

При исследовании трупа обнаружены ушибленные раны: левой лобной области (1), левой лобно-теменной (1), левой теменно-затылочной (1), при наличии кровоизлияний в мягкие траки головы; кровоподтеки на веках обоих глаз, ссадины на спине носа (1), в правой скуловой области (1); кровоподтеки на слизистой губ, при наличии ушибленных ран; кровоизлияния в мягкие ткани головы: в затылочной области справа (1), в правой височной области с переходом на область правой щеки (1), в правой теменной области (1); кровоизлияние под оболочку мозга слева, ушиб, размозжение вещества головного мозга, причинены не менее 8 ударными действиями тупых твердых предметов с место приложения сил в области головы, имеют медицинские критерии тяжкого вреда здоровью, как опасные для жизни, и прямую причинно-следственную связь со смертью.

Кроме того, на трупе были обнаружены кровоподтеки в области верхних конечностей: на левом плече (9), правом плече (3), левом предплечье (2), кровоизлияние в мягкие ткани на боковой поверхности шеи слева (1), данные повреждения причинены не менее чем 14 ударными (давящими) действиями тупых твердых предметов с ограниченными контактными поверхностями с место приложения сил в области верхних конечностей и не менее однократного травматического воздействия с местом приложения сил в области шеи слева, указанные повреждения не имеют медицинских критериев тяжести вреда здоровью и не имеют прямой причинно-следственной связи со смертью (л.д. 107-111).

Заключением эксперта №229-Д установлено, что не исключена возможность причинения повреждений, имеющих прямую причинно-следственную связь со смертью В. , ударами кулака и деревянным стулом, как показано в ходе проверки показаний на месте с участием Соколова А.М. (л.д. 117-121)

Осужденный Соколов А.М. в судебном заседании не отрицал, что на кухне у него с потерпевшим возник конфликт, затем они переместились в комнату, в процессе конфликта они с потерпевшим наносили друг другу удары, он нанес В. не менее 10 ударов кулаками по голове и телу, а после того, как он увидел в руках у В. нож, предположив, что потерпевший может причинить им повреждения, он нанес потерпевшему два сильных удара по голове деревянным стулом, после чего стул сломался, а В. упал на диван, выронив нож, и больше не вставал. После этого он поднял нож, вышел из комнаты и бросил нож на стол в кухне. В связи с его нахождением в состоянии алкогольного опьянения, он не помнит, наносил ли он еще удары В. , но допускает, что такое могло быть.

Из показаний свидетеля А. следует, что примерно в 14 часов 30 минут в дом зашли Соколов А.М. и Т. На кухне между В. и Соколовым А.М. начался конфликт, завязалась обоюдная драка, затем они переместились в комнату, из которой был слышен разговор на повышенных тонах, крики и шум драки. Примерно через 7-10 минут из комнаты вышел Соколов А.М., руки которого были в крови и бросил нож на стол в кухне, пояснив, что В. пытался воспользоваться этим ножом. Осужденный помыл руки на кухне и вновь вернулся в комнату, из которой снова были слышны звуки борьбы и крик потерпевшего о помощи. Через несколько минут Соколов А.М. вышел из комнаты, взял со стола ранее брошенный нож и вместе со Т. вышел из дома. Когда он зашел в комнату, он увидел В. лежащим на диване с повреждениями в области головы и без сознания, а также разбитый стул.

Указанные показания согласуются с показаниями свидетеля Т. о том, что 6 февраля 2011 года он с Соколовым А.М. пришли в дом к В. , где помимо потерпевшего находился также А. В доме потерпевший сразу нанес удар кулаком по лицу Соколова А.М. Затем, сцепившись, они упали на пол, после чего поднялись и ушли в комнату, закрыв за собой дверь. Через закрытую дверь они с А. слышали доносившиеся из комнаты крики и шум борьбы. Примерно через 5 минут из комнаты вышел Соколов А.М. и бросил на стол в кухне нож, которым В. якобы пытался его зарезать. Сразу после этого Соколов А.М. снова вернулся в комнату, откуда послышались шум борьбы и крик потерпевшего о помощи, после чего шум стих и осужденный вышел из комнаты. Когда он заглянул комнату, то увидел В. , лежащим на диване, на полу лежал разбитый стул, после этого он с Соколовым А.М. ушли из дома.

При таких обстоятельствах суд сделал верный вывод об умышленном характере действий осужденного и о направленности его умысла на причинение тяжкого и опасного для жизни вреда здоровью потерпевшего, который повлек по неосторожности его смерть, правильно указав, что об этом свидетельствуют конкретные обстоятельства содеянного, количество, характер и локализация повреждений, причиненных Соколовым потерпевшему.

Как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия сам осужденный пояснял, что потерпевший ему ножом не угрожал, никаких словесных угроз не произносил, никаких движений ножом в его сторону не делал, а Соколов лишь сам подумал, что В. может порезать его ножом.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным изложенный в приговоре вывод суда о том, что действия потерпевшего на момент причинения ему тяжких телесных повреждений осужденным какой-либо угрозы для жизни и здоровья Соколова не представляли, угрозы применения к нему ножа не было, он нанес потерпевшему удары по голове стулом, а после того, как вынес нож из комнаты, вновь туда вернулся и продолжил избиение В. , не опасаясь за свою жизнь и здоровье.

Оснований для переквалификации действий осужденного на менее тяжкие составы преступлений судебная коллегия при таких обстоятельствах не усматривает.

Назначенное судом осужденному наказание отвечает требованиям ст.ст.6, 43 и 60 УК РФ, в полной мере учитывает тяжесть совершенного им преступления и его общественную опасность, конкретные обстоятельства дела, а также правильно установленные в приговоре данные о его личности, отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Оснований для его снижения судебная коллегия не усматривает.

По изложенным мотивам судебная коллегия находит приговор в отношении Соколова А.М. законным, обоснованным и справедливым, а кассационную жалобу осужденного – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

приговор Новомосковского городского суда Тульской области от 22 апреля 2011 года в отношении Соколова А.М. оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного Соколова А.М. – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

Копия верна. Судья - подпись