Стр. № 54
Дело № 33-2675 судья Илларионова А.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой С.Б.,
судей Крыловой Э.Ю., Сергун Л.А.,
при секретаре Лазутиной Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ГУ ТО УСЗН г. Тула согласно доверенности Савищева А.Е. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 июня 2011 года по делу по иску Шилкова Ю.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение удостоверения «Ветеран труда» и обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия
установила:
Шилков Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на получение удостоверения «Ветеран труда», об обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».
В обоснование требований Шилков Ю.В. указал на то, что 25.04.2011 года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако получил отказ в связи с тем, что не имеет достаточного трудового стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда».
С доводами, изложенными в письме ответчика, он не согласен, так как во время прохождения службы в органах внутренних дел был награжден медалью «За отличие в службе» III степени и имеет право на пенсию за выслугу лет. Таким образом, считает, что имеются основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Просил суд признать за ним право на получение удостоверения «Ветеран труда» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».
Истец Шилков Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
В письменных возражениях, представленных суду, указывая на требования ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и на то, что общий трудовой стаж Шилкова Ю.В. составляет 14 лет 11 месяцев 10 дней, присвоить ему звание «Ветеран труда» в настоящее время не представляется возможным.
Суд решил: исковые требования Шилкова Ю.В. удовлетворить.
Признать за Шилковым Ю.В. право на получение удостоверения «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Шилкову Ю.В. удостоверение «Ветеран труда».
В кассационной жалобе представитель ГУ ТО УСЗН г. Тула согласно доверенности Савищев А.Е. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ТО УСЗН г. Тула согласно доверенности Савищева А.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Шилков Ю.В. с. . года по настоящее время проходит службу в УВД по Тульской области.
Шилков Ю.В. приказом Управления внутренних дел по Тульской области от. года №. «О награждении сотрудников медалью МВД России «За отличие в службе» I, II, III степени» в соответствии с Положением о медали МВД России «За отличие в службе» за добросовестное исполнение служебных обязанностей награжден медалью МВД России «За отличие в службе» III степени. Что также подтверждено соответствующим удостоверением.
Правильно сославшись и проанализировав Положение о медали МВД России «За отличие в службе», Правила предоставления к награждению медалью МВД России «За отличие в службе», утвержденные Приказом МВД России от 05.07.2002 № 641, Положение об Управлении внутренних дел по Тульской области, утвержденное приказом Министерства внутренних дел РФ от 11.12.2006 года № 1064, в совокупности с представленными доказательствами по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал, что Шилков Ю.В. награжден ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». Данный факт ответчиком не оспаривался.
12.05.2011 года Шилков Ю.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Шилкову Ю.В. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по Зареченскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что он не имеет необходимого трудового стажа для присвоения звания «Ветеран труда».
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Правовой анализ вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или установления (назначения) такой пенсии.
Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, то есть федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава.
Истец, проходящий службу в органах внутренних дел Российской Федерации в силу ст. 2 названного Федерального закона относится к категории военнослужащих. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно ст. 8 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как указано в ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 (ред. от 21.06.2010 года) право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Шилков Ю.В. является действующим сотрудником УВД по Тульской области, и имеет право на увольнение со службы в связи с назначением пенсии за выслугу лет с 11.04.2011 года. Общий трудовой стаж по состоянию на 10.05.2011 года в календарном исчислении составляет 14 лет 11 месяцев 10 дней, в льготном исчислении - 20 лет 1 месяц 15 дней, что подтверждается справкой от 12.05.2011 года № 8/8-284, выданной отдельным батальоном охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Таким образом, судом достоверно установлено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах», закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797 – ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1,2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, учитывая также, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд пришёл к правильному выводу о том, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Зареченскому району г. Тулы об отказе в присвоении Шилкову Ю.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.
Одновременно, установив, что Шилков Ю.В. на момент обращения 25.04.2011 года в отдел социальной защиты населения по Зареченскому району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы, имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда» и правильно руководствуясь п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», суд правомерно обязал Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Шилкову Ю.В. удостоверение «Ветеран труда».
При этом, суд правильно указал, что поскольку обращение Шилкова Ю.В. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Шилкова Ю.В. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.
Доводы кассатора о том, что, поскольку приказ о награждении истца медалью МВД России «За отличие в службе III степени» подписан руководством Управления внутренних дел по Тульской области, данная награда не может рассматриваться как ведомственная, судебная коллегия находит неосновательными.
Как следует из п.п. 2 и 3 Приказа МВД РФ от 11.12.2006 N 1004, УВД по Тульской области как орган исполнительной власти является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации регионального уровня и входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД РФ.
Таким образом, указанным Положением установлен статус Управления УВД по Тульской области в качестве органа регионального уровня, что свидетельствует о законности выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а кассационная жалоба - не подлежащая удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» согласно доверенности Савищева А.Е– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи