Стр. 57
Дело № 33-2629 | судья Пахомов А.Г. |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2011 года | город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Епихиной О.М., Дорохина О.М.,
при секретаре Филипповой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гончаровой Т.Н. и Гончарова В.В. на решение Киреевского районного суда Тульской области от 20 июня 2011 года по делу по иску Гончарова В.В. и Гончаровой Т.Н. к администрации муниципального образования г.Болохово Киреевского района о признании жилого помещения нежилым помещением.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гончаров В.В. и Гончарова Т.Н. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования г.Болохово Киреевского района, в котором просили признать незаконным отказ в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение и признать данное помещение нежилым.
В обоснование заявленных требований указали на то, что им принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> по ... доле в праве собственности каждому. Гончарова Т.Н. является предпринимателем, для осуществления предпринимательской деятельности она и Гончаров В.В. решили разместить в данном жилом помещении магазин для реализации продовольственных товаров. Гончаровы обратились в администрацию муниципального образования г.Болохово за получением разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, представив документы, необходимые для решения такого вопроса: проект перепланировки, поэтажный план дома, правоустанавливающие документы и другие. Изменения помещения заключаются в обеспечении входа в магазин с улицы путем устройства дверного проема вместо оконного и демонтажа межкомнатной деревянной перегородки. Проект перепланировки согласован с соответствующими организациями Киреевского района, получено техническое заключение о возможности перепланировки в соответствии с проектом. По рекомендации администрации МО г.Болохово Гончаровы провели собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, получено согласие половины собственников.
В письме от 13 мая 2011 года № администрация МО г.Болохово сообщила об отказе дать разрешение на перевод принадлежащей Гончаровым квартиры в нежилое помещение на том основании, что не представлено согласие всех собственников жилых помещений в доме на перепланировку и реконструкцию. Истцы считают данный отказ незаконным, поскольку такое основание для отказа в законе не предусмотрено, само согласие собственников других жилых помещений, расположенных в доме, в данном случае не требуется, так как проектируемая перепланировка не затрагивает их интересы и права.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным отказ администрации мо г.Болохово Киреевского района в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение, обязать администрацию МО г.Болохово устранить допущенные нарушения их прав.
Истец Гончаров В.В. в судебном заседании уточненный иск поддержал, пояснив, что он и его жена в спорном жилом помещении не проживают.
Истец Гончарова Т.Н. в судебном заседании уточненный иск поддержала, пояснила, что в соответствии с проектом перепланировки вход в магазин будет осуществляться со стороны улицы Мира через дверной проем, образуемый на месте оконного проема, загрузка товара будет осуществляться через другое окно.
Представитель истца по ордеру адвокат Уланова З.Н. просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО г.Болохово Киреевского района по доверенности Селиверстова Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица администрации МО Киреевский район по доверенности Амочкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Суд решил:
в удовлетворении иска Гончарова В.В. и Гончаровой Т.Н. к администрации муниципального образования г.Болохово Киреевского района о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Болохово устранить допущенное нарушение отказать.
В кассационной жалобе Гончарова Т.Н. и Гончаров В.В. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Гончаровой Т.Н., возражения представителя администрации МО г.Болохово Киреевского района по доверенности Селиверстовой Е.А., судебная коллегия приходит к следующему:
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке отсутствуют.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обосновано пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Гончарова В.В. и Гончаровой Т.Н. к администрации муниципального образования г.Болохово Киреевского района о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Болохово устранить допущенное нарушение.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, квартира №, расположенная на первом этаже по адресу: <адрес> принадлежит Гончарову В.В. и Гончаровой Т.Н. по ... доле в праве долевой собственности. Назначение данного помещения определено как «жилое».
Дом № по ул.... построен в 1939 году, представляет собой многоквартирный дом с встроенным магазином, имеет 2 этажа, состоит из 9 квартир и нежилых помещений магазина. Квартира № находится на 1-ом этаже данного дома, состоит из помещений: коридора, кухни, ванной, кладовой, двух жилых комнат. Вход в данную квартиру осуществляется через дверь, выходящую на лестничную клетку, с которой осуществляется вход и в квартиру №.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.288 ГК РФ, ст.ст.17,30,36,40 ЖК РФ, ст.ст.1, 51 Градостроительного кодекса РФ.
Так, в силу ст.288 ГК РФ, ст.ст.17, 30 ЖК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом законодательством.
Такой порядок установлен в статьях 22-24 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ст.40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ДД.ММ.ГГГГ Гончарова Т.Н. обратилась в администрацию МО г.Болохово Киреевского района Тульской области с заявлением о переводе жилого помещения квартиры № дома № по ул...., из жилого фонда в нежилой, с целью дальнейшего размещения в данном помещении продовольственного магазина.
Вместе с заявлением Гончарова Т.Н. представила проект, подготовленный ГУП ТО «Архитектурно-проектное бюро градостроительного кадастра и землепользования», в котором указано, что будет иметь место переустройство и перепланировка помещений.
Однако, письмом от 13 мая 2011 года за № Глава администрации МО город Болохово Киреевского района отказала Гончаровой Т.Н. в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, из жилого в нежилое, в связи с тем, Гончаровой Т.Н. не соблюдены положении статей 22, 23 Жилищного кодекса РФ, а именно отсутствует согласие на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку всех собственников общей долевой собственности помещений данного многоквартирного дома в соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ, частью 3 статьи 36 ЖК РФ.
Судом установлено, что перевод спорного помещения в нежилое предполагает обустройство отдельного входа путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома, при оборудовании крыльца к магазину будет используется придомовая территория.
Выводы суда относительно того, что в данном случае перевод жилого помещения в нежилое помещение допустим только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома, соответствует ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 ЖК РФ.
Установив, что согласие всех собственников общего имущества многоквартирного дома отсутствует, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гончарова В.В. и Гончаровой Т.Н. к администрации муниципального образования г.Болохово Киреевского района о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Болохово устранить допущенное нарушение.
Доводы кассатора о том, что хозяева другого магазина обходили жителей дома уговаривая не давать согласие на открытие другого магазина, на что в судебном заседании указывал свидетель, не опровергают выводы суда относительно отсутствия согласия собственников общего имущества на переустройство помещений.
Суждения кассатора о том, что для перевода жилого помещения в нежилое в согласие иных собственников жилых помещений не требуется, также не могут быть основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку выводы о том, что перевод спорного помещения в нежилое в данном случае предполагает обустройство отдельного входа что затрагивает интересы собственников общего имущества, являются законными и обоснованными.
При установленных судом обстоятельствах, нельзя согласиться и с доводами кассационной жалобы о нарушении права собственности истцов в отношении принадлежащего им имущества ограничением в переводе помещения в нежилое.
Все доводы кассационной жалобы исследованы судом кассационной инстанции в полном объеме и отклоняются, поскольку они по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Нарушений требований норм гражданского процессуального законодательства РФ, а также норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не допущено.
При таких обстоятельства, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Киреевского районного суда Тульской области от 20 июня 2011 года не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 20 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гончаровой Т.Н. и Гончарова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи