Кассационное определение от 04.08.2011 по делу №33-2662



Стр. 27

Дело № 33-2662                                                                       Судья Тимофеева Н.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2011 года                                                                                    город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,

судей Алдошиной В.В., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 2 июня 2011 года по делу по иску Бурланенко Т.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бурланенко Т.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 17.06.1968 г. по 26.06.1991 г. и с 29.08.2003 г. по настоящее время проживает в г. Узловая Тульской области, т.е. в зоне с правом на отселение, а 01.02.1998 г. по настоящее время - в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на основании чего полагала, что приобрела право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет. 21.01.2011 г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 25 от 28.01.2011 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста. С данным решением не согласна, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 23.01.2011 г. с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 23.01.2011 г.

В судебном заседании истец Бурланенко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований Бурланенко Т.И., в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.

Суд решил: иск Бурланенко Т.И. к УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать решение УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области № 25 от 28.01.2011 г. об отказе Бурланенко Т.И.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Бурланенко Т.И. досрочную государственную пенсию по старости с 23.01.2011 г.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области, согласно доверенности Кокареву В.С., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Как видно из материалов дела, <данные изъяты> в периоды с 17 июня 1968 года по 26 июня 1991 года и с 29 августа 2003 года по настоящее время проживала в г.Узловая Тульской области, а в периоды с 9 июля 1991 года по 16 сентября 1994 года и с 16 сентября 1994 года по 19 марта 2003 года проживала в г.Богородицк Тульской области.

28 января 2011 года УПФ РФ (ГУ) в. г. Туле в назначении пенсии Бурланенко Т.И. отказал ввиду отсутствия права на назначение пенсии по старости.

В исковом заявлении истец ставит вопрос о признании за ней права на назначение пенсии по старости с 23 января 2011 года, уменьшив возраст выхода на пенсию за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения на 5 лет.

УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области мотивировал свой отказ тем, что законом от 15 мая 1991 года не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными, сославшись на следующее.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р с 26 апреля 1986 года территория населенного пункта г. Узловая Тульской области была включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года с 01 февраля 1998 года и по настоящее время территория населенного пункта г. Узловая Тульской области включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, г.Богородицк Тульской области также отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации. поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

По смыслу Определения от 11 июля 2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Суд первой инстанции установив, что в периоды с 26 апреля 1986 года по 26 июня 1991 года и работала с 26 апреля 1986 года по 2 сентября 1991 года в г.Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, она имеет право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину в 2 года и дополнительную на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение; а с 3 сентября 1991 года проживала в г.Богородицке, и с 29 августа 2003 года по настощее время проживает в г.Узловая Тульской области, то есть в зонах с льготным социально - экономическим статусом, следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанные периоды, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пришел к обоснованному выводу, что при суммировании величин уменьшения возраста истицы общая их величина составляет 6 лет.

В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.

Учитывая, что на момент обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском

районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Бурланенко Т.И. в различных зонах радиоактивного загрязнения, она имела право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право выхода на пенсию истец приобрела по достижении возраста 50 лет.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Правильно оценив собранные по делу доказательства и установив, что на дату первоначального обращения Бурланенко Т.И. в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии она имела право на назначение пенсии, правомерно обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 23 января 2011 года. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене судебного решения, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в постановленном решении всем им дано мотивированное обоснование. Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 2 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи