Дело № 33-2739 Судья Заря А.В.
Стр.57
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дмитренко М.Н.,
судей Алдошиной В.В., Полосухиной Н.А.,
при секретаре Колосковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» на решение Узловского городского суда Тульской области от 13 апреля 2011 года по иску Снурницина А.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение указанного звания.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Снурницин А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «УСЗН Узловского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и о признании права на присвоение указанного звания.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что ГУ ТО «УСЗН Узловского района» 15 марта 2011 года в присвоении звания «Ветеран труда» ему было отказано, поскольку продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Полагал, что поскольку имеет награды - медали «За отличие в службе» 1-й степени, «За службу» 2-й и 3-й степени, а также выслугу лет необходимую для назначения пенсии за выслугу лет, то соответственно имеются все предусмотренные законом основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец Снурницин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М. исковые требования Снурницина А.В. не признала, пояснив, что у истца отсутствует достаточный трудовой стаж в календарном исчислении, не менее 25 лет для мужчин, необходимый для установления пенсии.
Представитель третьего лица – департамента социального развития Тульской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Судом постановлено: исковые требования Снурницина А.В. удовлетворить.
Признать отказ ГУ ТО «УСЗН Узловского района» в присвоении Снурницину А.В. «Ветеран труда» незаконным.
Признать за Снурнициным А.В. право на присвоение звания «Ветеран труда» с 9 марта 2011 г.
Обязать ГУ ТО «УСЗН Узловского района» присвоить Снурницину А.В. звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда».
В кассационной жалобе ГУ ТО «УСЗН Узловского района» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановленное решение соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Сурницин А.В. является получателем пенсии по выслуге лет и выслуга лет в льготном исчислении составляет 28 лет 2 месяца 20 дней, в календарном исчислении – 22 года 1 месяц 15 дней.
В период прохождения службы Снурницин А.В. награжден медалями «За отличие в службе» 1-й степени, «За службу» 2-й и 3-й степени.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Снурницин А.В. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» к ветеранам труда, поскольку был награжден медалями, памятным знаком, а также имел необходимую выслугу лет по службе для назначения пенсии. Каких-либо дополнительных условий и требований ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено.
С данным выводом суда первой инстанции не может не согласиться и судебная коллегия, поскольку суд учел все необходимые обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с длительным занятием определенной деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т.д. ст.ст.78-82 закона), судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось, принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Причем, как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и соответственно о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.
Судом первой инстанции установлено, что Снурницин А.В. является получателем пении по выслуге лет, награжден медалями, следовательно, соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда» и основания к отказу в присвоении данного звания у ответчика отсутствовали.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» не ставят под сомнение вынесенное судом решение, так как эти доводы аналогичны мотивам, обосновывающим возражения на иск, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
По существу все доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ ТО «УСЗН Узловского района» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи