Кассационное определение от 11.08.2011 по делу №33-2740



Стр. 27

Дело № 33-2740                                                                        Судья Румянцева В.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2011 года                                                                                    город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дмитренко М.Н.,

судей Алдошиной В.В., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Колосковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 12 мая 2011 года по делу по иску Шалимовой О.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шалимова О.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 26.04.1986 г. по настоящее время проживает в г. Узловая Тульской области, на основании чего полагала, что приобрела право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.

30.03.2011 г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 94 от 01.04.2011 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста. С данным решением она не согласна, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости со 02.04.2011 г. с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 02.04.2011 г.

В судебном заседании истец Шалимова О.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворитью.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. возражала против удовлетворения исковых требований Шалимовой О.И., в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.

Суд решил: иск Шалимовой О.И. к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании досрочного назначения пенсии удовлетворить.

Признать решение УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 94 от 01.04.2011 г. об отказе Шалимовой О.И. в назначении пенсии незаконным.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Шалимовой О.И. досрочную трудовую пенсию со 02.04.2011 г.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области, возражения Шалимовой О.И., судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Шалимова О.И. с 21 июня 1984 года по 5 января 1987 года была зарегистрирована по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в д.Вельмино Узловского района Тульской области, а с 6 января 1987 года по настоящее время в г.Узловой Тульской области.

1 апреля 2011 года УПФ РФ (ГУ) в г.Узловой и Узловском районе Тульской области в назначении пенсии истцу отказал ввиду отсутствия права на назначение пенсии по старости.

В исковом заявлении Шалимова О.И. ставит вопрос о признании за ней права на назначение пенсии по старости со 2 апреля 2011 года, уменьшив возраст выхода на пенсию за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения на 5 лет.

УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области мотивировал свой отказ тем, что законом от 15 мая 1991 года не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными, сославшись на следующее.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р с 26 апреля 1986 года территория населенного пункта г. Узловая Тульской области была включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года с 01 февраля 1998 года и по настоящее время территория населенного пункта г. Узловая Тульской области включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, г.Богородицк Тульской области также отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации. поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

По смыслу Определения от 11 июля 2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Суд первой инстанции установив, что в периоды с 6 января 1987 года по 31 января 1998 года проживала и работала с 16 декабря 1986 года по 31 января 1998 года в г.Узловой Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, она имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение; а с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в г.Узловая Тульской, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом, следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанные периоды, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пришел к обоснованному выводу, что при суммировании величин уменьшения возраста истицы общая их величина составляет 6 лет.

В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.

Учитывая, что на момент обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Шалимовой О.И. в различных зонах радиоактивного загрязнения, она имела право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право выхода на пенсию истец приобрела по достижении возраста 50 лет.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Правильно оценив собранные по делу доказательства и установив, что на дату первоначального обращения Шалимовой О.И. в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии она имела право на назначение пенсии, правомерно обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. со 2 апреля 2011 года. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене судебного решения, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в постановленном решении всем им дано мотивированное обоснование. Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи