Стр.22
Дело № 33-2308 судья Тетеричев Г.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Жуган Т.Д., Селищева В.В.,
при секретаре Лукьяненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Белёвского района Тульской области на решение Белёвского районного суда Тульской области от 11 мая 2011 года по делу по иску прокурора Белёвского района Тульской области в интересах Аникеева М.Г. к администрации МО Болотское Белёвского района о признании незаконным распоряжения главы МО Болотское Белёвского района от 08.12.2010 года № <...> и постановке Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Жуган Т.Д., судебная коллегия,
установила:
прокурор Белёвского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах Аникеева М.Г. к администрации МО Болотское Белёвского района об обязании поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в помещении, не отвечающем установленным санитарно-техническим требованиям.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования (л.д.73-74) и просил признать незаконным распоряжение главы администрации МО Болотское Белёвского района от 08.12.2010 г. № <...> «О решении межведомственной комиссии при администрации МО Болотское Белёвского района по техническому обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: Белёвский район, <...>, и признании жилого помещения пригодным для проживания» и обязать администрацию МО Болотское Белёвского района поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в доме с крайне тяжелыми условиями проживания. В обоснование заявленных требований указал, что Аникеев М.Г. является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Аникеев М.Г. проживает по адресу: с. <...> Белёвского района Тульской области. 09.11.2010 г. Аникеев М.Г. обратился в администрацию МО Болотское Белёвского района с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но администрацией МО Болотское Аникееву М.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с признанием принадлежащего ему жилого дома пригодным для проживания. Однако Аникеев М.Г. проживает в доме, в котором водоснабжение и водоотведение отсутствуют, отопление печное, газ баллонный. Дом 1964 года постройки, состоит из жилой комнаты и кухни, общая площадь строения 40,5 кв.м., жилая площадь 25,1 кв.м., расположен в отдаленном населенном пункте, куда проезд при наличии неблагоприятных погодных условий затруднен, что делает проживание Аникеева М.Г., <...> года рождения, в таких условиях в силу его преклонного возраста и состояния здоровья невозможным. Отказ в постановке Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий лишает его возможности реализовать свое право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Определением суда от 26.04.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент социального развития Тульской области (л.д.66).
В судебном заседании помощник прокурора Гаврикова Н.И. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлениях.
Аникеев М.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - администрации МО Болотское Белёвского района по доверенности Ханыкова С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что оспариваемое распоряжение главы администрации МО Болотское Белёвского района принято на основании акта межведомственной комиссии, который никем не оспаривается. Аникеев М.Г. подал заявление по установленной форме и представил документы, подтверждающие, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, поэтому при наличии оснований он мог иметь право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья, но заключением межведомственной комиссии дом Аникеева М.Г. признан пригодным для проживания. Других, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания Аникеева М.Г. нуждающимся в жилом помещении, не имелось, в связи с чем ему сообщено о том, что он не может быть поставлен на учет с правом получения мер социальной поддержки. Аникееву М.Г. было разъяснено, что ему может быть предоставлено жилье по договору социального найма. Село С., где проживает Аникеев М.Г., действительно является отдаленным от дорог, в плохие погодные условия проезд туда затруднен. В связи с этим Аникееву М.Г. была предложена свободная квартира муниципального жилого фонда также без удобств, но расположенная в п. Ст., не являющегося отдаленным населенным пунктом, от которой он отказался.
Представитель третьего лица - департамента социального развития Тульской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Белёвского районного суда Тульской области от 11 мая 2011 года прокурору Белёвского района Тульской области отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Белёвского района Тульской области просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора Рамбековой О.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Аникеев М.Г. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из извещения главы администрации МО Болотское Белёвского района Зайцева А.А. от 09.12.2010 г. № <...> (л.д.40) следует, что согласно распоряжению главы администрации МО Болотское Белёвского района от 08.12.2010 г. № <...> жилое помещение Аникеева М.Г. признано пригодным для проживания, в связи с чем принять Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не представляется возможным.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обосновано указал, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Заключением межведомственной комиссии от 08.12.2010 года (л.д.11), на основании акта обследования от 08.12.2010 года (л.д.10), дом Аникеева М.Г., 1964 года постройки, признан пригодным для проживания.
На основании предоставленных межведомственной комиссией акта обследования жилого помещения от 08.12.2010 года и заключения от 08.12.2010 года о его пригодности для проживания, главой администрации МО Болотское Белевского района издано распоряжение от 08.12.2010 года № <...>, которым жилой дом Аникеева М.Г. признан пригодным для проживания.
Поскольку указанное распоряжение основано на акте и заключении межведомственной комиссии от 08.12.2010 г., которые в установленном порядке никем не оспорены, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного распоряжения незаконным и правомерно отказал прокурору в иске в части требований об оспаривании распоряжения главы МО Болотское Белевского района от 08.12.2010 года № <...>.
Вместе с тем, в соответствии с актом от 08.12.2010 года жилой дом № <...> по улице <...> села <...> Белёвского района является одноэтажным строением, материал стен - кирпич, материал кровли - железо, пристройка из бревен и теса, водопровод и канализация отсутствуют, отопление печное, газоснабжение - баллонное, общая площадь дома составляет - 40,5 кв.м., жилая - 25,1 кв.м., имеется одна жилая комната, кухня, по результатам инвентаризации БТИ процент износа составляет 43 %, деформации фундамента, стен не установлено. При этом в акте отмечено, что требуется частичный капитальный ремонт: защита фундамента, устройство отмостки по периметру здания и частичный ремонт полового покрытия (замена лаг).
Из выписки из технического паспорта следует, что по данным инвентаризации на 23.04.2010 г. процент износа жилого дома составляет 43 %, пристройки - 50 %.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору, суд исходил из того, что в установленном законом порядке жилое помещение, в котором проживает Аникеев М.Г., не признано не пригодным для проживания.
В тоже время Аникеев М.Г. относится к категории граждан, в отношении которых государство гарантирует социальные меры поддержки.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (п.41), не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Пункт 12 указанного Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Из справок администрации муниципального образования Болотское от 25.04.2011 г. № <...> и от 07.07.2011 г. № <...> следует, что в с. <...> отсутствуют централизованные инженерные сети (водопроводные и канализационные сети, централизованное отопление), фельдшерско - акушерский пункт, магазин, в неблагоприятные погодные условия в село затруднен проезд.
В данном случае Аникеев М.Г., <...> года рождения, является инвалидом второй группы Великой Отечественной войны, проживает один в доме, где отсутствуют водопровод и канализация, отопление печное, что с учетом его преклонного возраста и состояния здоровья фактически исключает для Аникеева М.Г. использование данного помещения для проживания. Иного жилого помещения Аникеев М.Г. не имеет.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание администрацией муниципального образования Болотское при разрешении заявления Аникеева М.Г. о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказывая Аникееву М.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, администрация муниципального образования Болотское ссылается на то обстоятельство, что заключением межведомственной комиссии дом Аникеева М.Г. признан пригодным для проживания. Других предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания Аникеева М.Г. нуждающимся в жилом помещении не имеется. Однако с учетом конкретных обстоятельств, в том числе в связи с невозможностью использования Аникеевым М.Г. занимаемого им помещения для проживания, а также с учетом того, что Аникеев М.Г. является инвалидом Великой Отечественной войны, нельзя согласиться с правомерностью данных действий администрации, поскольку это в итоге повлекло за собой нарушение конституционного права Аникеева М.Г. на жилище.
То обстоятельство, что акт межведомственной комиссии не оспорен в установленном законом порядке, с учетом установленных по делу обстоятельств не может исключить право Аникеева М.Г. на обеспечение его жилым помещением.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судебная коллегия также исходит из того, что в соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» в отношении Аникеева М.Г. как инвалида Великой Отечественной войны отсутствует необходимость признания малоимущим в целях обеспечения его жильем.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, и принимая во внимание, что Аникеев М.Г. относится к категории граждан особой социальной защищенности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное по делу решение в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Белёвского района Тульской области о постановке Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подлежит отмене с принятием в этой части нового решения, которым данные требования удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Болотское Белёвского района принять Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст.ст.361, 362 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
решение Белёвского районного суда Тульской области от 11 мая 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Белёвского района Тульской области в интересах Аникеева М.Г. об обязании администрации МО Болотское Белёвского района Тульской области поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, отменить.
Постановить в этой части новое решение, которым данные требования прокурора удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Болотское Белёвского района Тульской области поставить Аникеева М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи