Кассационное определение от 18.08.2011 по делу №33-2834



    стр. 27

    №33-2834                                                                                    судья Бездетнова А.С.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    18 августа 2011 года                                                                                    город Тула

    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Бугакова О.А.,

    судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.

    при секретаре Семенчевой Е.В.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. на решение Советского районного суда г. Тулы от 6 мая 2011 года по делу по искам Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

    Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Кузнецова A.M. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является матерью рядового К.А.С. погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан. С 1982 г. она получает пенсию по случаю потери кормильца.

Исаева Р.Ф. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является матерью рядового И.А.Н. погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан. С 1987 г. она получает пенсию по случаю потери кормильца.

Редькина обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является матерью сержанта Р.С.Ю. погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан. С 1988 г. она получает пенсию по случаю потери кормильца.

    Полагали, что их право на получение пенсии в большем размере было нарушено. Ссылались на положения ст. 110 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с изменениями от 20.11.1990 г., которыми предусматривалось повышение размера пенсии по старости для участников Великой Отечественной войны на 100% минимального размера пенсии по старости, установленного статьей 17 этого же Закона, а также на определение Конституционного Суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007 г., указывавшего, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Закон РФ № 340-1 в части повышения размера пенсии участникам Великой Отечественной войны действовал с 20.11.1990 г. по 01.01.2002 г.. С учетом изложенного просили суд взыскать в пользу Кузнецовой A.M. за период с 01.02.1993 г. по 01.01.2002 г. недополученную пенсию в размере <данные изъяты>., в пользу Исаевой Р.Ф. за период с 15.01.1993 г. по 01.01.2002 г. - в размере <данные изъяты> в пользу Редькиной З.М. за период с 01.02.1993 г. по 01.01.2002 г. - в размере <данные изъяты> а всего с учетом индексации по <данные изъяты> каждой. Просили восстановить срок исковой давности, поскольку о нарушении своих прав они узнали в сентябре 2010 г.

    Определением судьи от 21.02.2011 г. гражданские дела по искам Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. соединены в одно производство.

    В процессе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили взыскать в пользу каждой сумму недополученной пенсии с учетом индексации на дату предъявления исковых требований в размере <данные изъяты> каждой.

    В судебном заседании истцы Кузнецова А.М., Исаева Р.Ф., Редькина З.М., их представитель в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Алампиев В.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

    Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием правовых оснований для выплаты предполагаемой истцами суммы недополученной пенсии.

    Суд решил: в удовлетворении исковых требований Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации отказать.

    В кассационных жалобах Кузнецова А.М., Исаева Р.Ф. и Редькина З.М. просят решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М., возражения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле, согласно доверенности Морозову А.А., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сын истца Кузнецовой A.M. - рядовой К.С.И. был тяжело ранен при выполнении боевого задания и умер ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается извещением сер. и свидетельством о смерти сер. В связи с чем Кузнецовой А.М. с 01.05.1993 г. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих.

Сын истца Редькиной З.М. - сержант Р.С.Ю. выполняя боевое задание тяжело заболел и умер что подтверждается извещение сер. и свидетельством о смерти сер. В связи с чем Редькиной З.М. 01.05.1993 г. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих.

    Сын истца Исаевой Р.Ф. - рядовой И.А.Н. выполняя боевое задание, погиб ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается извещение сер. В связи с чем Исаевой Р.Ф.с 01.05.1993 г. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, а также выдано удостоверение на право получения льгот и преимуществ, установленных законом для родителей и жен погибших военнослужащих.

    В соответствии с разделом 4 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 в редакции Постановления Совмина СССР от 13.08.1984 г. № 867, пенсия по случаю потери кормильца могла быть назначена согласно п.п. «б» и «в» ст. 60 Положения лишь отцу, матери, жене, мужу, если они достигли престарелого возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; либо одному из родителей или супругу, независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает, а жена военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, занятая уходом за детьми погибшего военнослужащего, не достигшими 8 лет, - независимо и от того, работает жена или нет.

Аналогичные положения содержались в ст.ст. 50, 64 вступившего в действие вместо Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В связи с принятием Закона РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993 года, для родителей погибших (умерших) военнослужащих было установлено право указанной категории лиц на назначение пенсии по случаю потери кормильца со сроков, указанных в ст. 119 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», то есть с даты наступления смерти военнослужащего, но не ранее 01.05.1993 г., независимо от достижения родителями погибших (умерших) военнослужащих общего пенсионного возраста и независимо от назначения им другого вида пенсионного обеспечения.

Статьей 4 данного Закона предусматривалось, что выплата пенсий по случаю потери кормильца, назначенных родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву», осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из республиканского бюджета Российской Федерации.

Исходя из данных положений Закона истцам Кузнецовой A.M., Редькиной З.М. и Исаевой Р.Ф. с 01.05.1993 г. была установлена пенсия по случаю потери кормильца как родителям погибших (умерших) военнослужащих.

Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 25 октября 1993 года № 1-45-У, разъясняющим порядок и условия применения Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993 года, к пенсии, установленной в соответствии с данным Законом, надбавки и повышения не начисляются, сам Закон является самостоятельным правовым актом, и нормы Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» применяются только в тех случаях, когда это непосредственно указано в статьях Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населении» буквально предусмотрено распространить на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Однако по содержанию Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населении» в нем не указано о возникновении у родителей и жен погибших военнослужащих права на пенсионное обеспечение, соответствующее обеспечению участников Великой Отечественной войны.

И именно в связи с распространением указанных льгот на родителей погибших военнослужащих соотносимо льготам участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в определении Конституционного Суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007 г. было отмечено, что предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Поскольку Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, Конституционным Судом РФ в своем определении № 331-О-П от 04.04.2007 г. было указано на то, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

    Кроме того, Федеральным законом № 110-ФЗ от 01.06.1999 г. в действовавший в то время Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» были внесены изменения, касающиеся включения в положения данного базового Закона положений относительно особенностей пенсионного обеспечения родителей и жен погибших (умерших) в период прохождения военной службы или вследствие военной травмы после увольнения с военной службы военнослужащих. По смыслу ст. 5, 58.1, 68.1 и др., введенных Федеральным законом № 110-ФЗ от 01.06.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», в данных нормах нашли свое воспроизведение нормы Закона РФ № 5001-1 от 21.05.1993 г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву», и Закон РФ № 5001-1 от 21.05.1993 г. Федеральным законом № 110-ФЗ от 01.06.1999 г. признан утратившим силу с 01.01.2000 г., то есть с даты введения в действие последнего.

Вместе с тем, ст. 110 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» предусматривавшая повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона «О ветеранах») - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), действовала как до введения в действие Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5001-1, так и после принятия этого Закона РФ, и не предусматривала повышение пенсий для родителей и жен погибших военнослужащих и после того, как в Закон РФ № 340-1 были внесены изменения, установившие правовое регулирование предоставления дополнительных гарантий для родителей и жен погибших военнослужащих.

При таких обстоятельствах и, учитывая вышеизложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, поскольку законодатель, распространяя уровень социального обеспечения, установленный законодательством для участников Великой Отечественной войны на родителей и жен погибших (умерших) в период прохождения военной службы или вследствие военной травмы после увольнения с военной службы военнослужащих, не предусмотрел, тем не менее, одинаковый уровень пенсионного обеспечения в отношении указанных категорий лиц.

    Доводы кассационных жалоб Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. аналогичны друг другу и не ставят под сомнение вынесенное судом решение, так как эти доводы, во-первых, аналогичны мотивам, обосновывающим возражения на иск, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, во-вторых, они основаны на субъективном, ошибочном толковании норм права.

    В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а :

    решение Советского районного суда города Тулы от 6 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Кузнецовой А.М., Исаевой Р.Ф., Редькиной З.М. - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи