Стр. 27
Дело № 33-2797 Судья Тимофеева Н.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 26 мая 2011 года по делу по иску Скомороховой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Скоморохова Н.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 01.11.1988 г. по 06.12.1993 г. работала, а с 22.08.1991 г. по настоящее время проживает в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, на основании чего полагала, что приобрела право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.
18.03.2011 г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, однако решением УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области №73 от 25.03.2011 г. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста. С данным решением не согласна, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости со 20.03.2011 г. с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 20.03.2011 г.
В судебном заседании истец Скоморохова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований Скомороховой Н.В., в связи с отсутствием правовых оснований назначения досрочной пенсии.
Суд решил: иск Скомороховой Н.В. к УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании досрочного назначения пенсии удовлетворить.
Признать решение УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 73 от 25.03.2011 г. об отказе Скомороховой Н.В. в назначении пенсии незаконным.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Скомороховой Н.В. досрочную трудовую пенсию с 20.03.2011 г.
В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение), согласно доверенности Кокареву В.С., возражения Скомороховой Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Скоморохова Н.В. с 22.08.1991 г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в пос. Дубовка Узловского района Тульской области; с 01.11.1988 г. по 06.12.1993 г. работала в пос. Дубовка Узловского района Тульской области.
25.03.2011 г. УПФ РФ (ГУ) в г.Узловой и Узловском районе Тульской области отказал Скомороховой Н.В. в назначении пенсии ввиду отсутствия права на назначение пенсии по старости.
В исковом заявлении Скоморохова Н.В. ставит вопрос о признании за ней права на назначение пенсии по старости с 20.03.2011 г., уменьшив возраст выхода на пенсию за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения на 5 лет.
УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области мотивировал свой отказ тем, что законом от 15.05.1991 г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными, сославшись на следующее.
Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991 г. первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р с 26 апреля 1986 года территория населенного пункта пос. Дубовка Узловского района Тульской области была включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года с 01 февраля 1998 года и по настоящее время территория населенного пункта пос. Дубовка Узловского района Тульской области включена в зону радиоактивного загрязнения и отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации. поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
По смыслу Определения от 11 июля 2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Суд первой инстанции установив, что в периоды с 01.11.1988 г. по 06.12.1993 г. работала, а с 22.08.1991 г. по 31.01.1998 г. работала в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, она имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение; а с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом, следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанные периоды, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пришел к обоснованному выводу, что при суммировании величин уменьшения возраста истца общая их величина составляет 5 лет.
В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.
Учитывая, что на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Скороходовой Н.В. в различных зонах радиоактивного загрязнения, она имела право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право выхода на пенсию истец приобрела по достижении возраста 50 лет.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание изложенное, проанализировав приведенные нормы материального права в совокупности с установленными обстоятельствами, суд обоснованно признал право истца на льготу по снижению пенсионного возраста на пять лет, в силу положений ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указав, что право выхода на пенсию Скоморохова Н.В. приобрела по достижении возраста 50 лет, т.е. с 20.03.2011 г..
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что законом № 1244-1 от 15.05.1991 г «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, т.е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи