Кассационное определение от 18.08.2011 по делу №33-2609



    Стр. № 22

            Дело № 33-2609                                                                            Судья Пасечникова Е.В.

                            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                18 августа 2011 года                                                                                            город Тула

                    Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Крыловой Э.Ю., Андреевой Т.П.,

при секретаре Макаровой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Носова И.Н. на решение Донского городского суда Тульской области от 06 июня 2011 года по делу по иску Носова И.Н. к администрации муниципального образования город Донской о признании его, как военнослужащего, нуждающимся в жилом помещении, и обязании предоставить, как военнослужащему жилое помещение по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия

                                                          установила:

Носов И.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ, уволен в запас в звании прапорщика. Службу проходил на Украине, после увольнения в запас переехал жить в Тульскую область, где право на получение жилого помещения не имеет, проживает у чужих людей. Ни в период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, ни после увольнения в запас по выслуге лет, жилым помещением по линии Министерства обороны обеспечен не был, однако, на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005 г. не встал, поскольку не знал об этом.

Обратившись в администрацию муниципального образования город Донской с требованием о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, получил отказ со ссылкой на Закон Тульской области от 07.07.2006 г. № 722 «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договору социального найма жилых помещений».

Истец полагал, что данный отказ необоснован, поскольку к категории малоимущих граждан себя не относит, он должен быть обеспечен жилым помещением на основании постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по такому договору, не является он и собственником жилых помещений и членом семьи собственника жилого помещения.

Отмечал, что в соответствии с Правилами о предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 г. № 903, право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.

Просил обязать администрацию муниципального образования город Донской признать его нуждающимся в жилом помещении и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма исходя из нормы предоставления.

В судебном заседании истец Носов И.Н. заявленные исковые требования поддержал, указав, что в отставку по выслуге лет он уволен 15.12.1983 года, жилой площадью за время военной службы не обеспечивался, что подтверждается справкой, выданной Черновицкой военной гарнизонной КЭЧ. Является ветераном Вооруженных Сил России и ветераном труда.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности Генг Н.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, отметив, что на момент увольнения с военной службы истец был обеспечен жилой площадью по адресу: <адрес>, проживал в квартире на основании ордера в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, после увольнения с военной службы истец избрал постоянное место жительство на Украине по месту регистрации. В 1994 году он воспользовался правом на перемену постоянного места жительства, добровольно снялся с регистрационного учета и переехал в город Донской Тульской области. Поскольку, на момент увольнения с военной службы, Носов И.Н. не являлся нуждающимся в жилом помещении, то в настоящий момент у него право на предоставление жилого помещения по договору социального найма как военному пенсионеру отсутствует. Полагала, что оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ не имеется, поскольку он не является малоимущим.

Определением Донского городского суда Тульской области от 13.04.2011 г. в качестве соответчиков привлечены администрация Тульской области, Министерство финансов РФ, Министерство регионального развития РФ, Департамент социального развития по Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - военный комиссариат Тульской области.

Представитель соответчика администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленных возражениях указал, что исковые требования Носова И.Н. не признает, считает администрацию Тульской области ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса РФ как орган государственной власти, не участвует в правоотношениях, связанных с признанием лиц, уволенных с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет в качестве таковых. Вместе с тем отметил, что поскольку Носов И.Н. после увольнения со сверхсрочной военной службы избрал постоянным местом своего жительства Украину, где проживал после увольнения в отставку более 10 лет, то на основании Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 г., действовавшего на период увольнения Носова И.Н.с военной службы, и нормы ст.15 Федерального закона РФ от 27.05.1996 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Носов И.Н. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, и, соответственно, претендовать на предоставление ему жилого помещения.

Представитель соответчика департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен своевременно и надлежащим образом, в представленных возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования Носова И.Н. не признает, поскольку, истец не относится к категории граждан, уволенных с военной службы, состоявших на учете в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года, и обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» правовых оснований не имеется.

Представитель соответчика Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленных возражениях указал, что исковые требования Носова И.Н. не признает, т.к. истец до 01.03.2005 г. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Министерство регионального развития Российской Федерации является не надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку в соответствии с разделом №5 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которые до 01.01.2005 года, были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в виде субвенций.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, военного комиссариата Тульской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленных возражениях указал, что с 20.11.2009 г. военный комиссариат вопросами реализации прав на жилье не занимается, поскольку в его штате ликвидирована жилищная комиссия, считает, что данные вопросы находятся в ведении органа государственной власти по месту регистрации истца.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

Решением Донского городского суда Тульской области от 06 июня 2011 года, с исправлениями его вводной и резолютивной части определением Донского городского суда Тульской области от 29 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Носова И.Н. к администрации муниципального образования город Донской о признании его, как военнослужащего, нуждающимся в жилом помещении, и обязании предоставить, как военнослужащему жилое помещение по договору социального найма, исходя из нормы предоставления отказано.

В кассационной жалобе Носов И.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, полагая, что судом дана неправильная оценка представленным доказательствам и обстоятельства, имеющие значение для дела установлены неправильно.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Носова И.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии ч.3 ст.6, ч.ч.1,2.1,14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации, в другом государстве в соответствии с Федеральным законом.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу в Вооруженных Силах государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, имеющие общую продолжительность военной службы не менее 10 лет, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства.

Свидетельством о наличии права на получение жилья по избранному месту жительства служит удостоверение установленной формы, выдаваемое гражданам, уволенным из Вооруженных Сил государств - участников СНГ областным (республиканским) военным комиссариатом.

Граждане, уволенные с военной службы и признанные нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, ставятся на очередь органами местного самоуправления по их личному заявлению.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Носов И.Н. в период с 20.07.1968 г. по 15.12.1983 г. проходил сверхсрочную службу в воинской части № Черновицкого гарнизона, уволен из Вооруженных Сил СССР по выслуге лет при наличии общей продолжительности военной службы более 10 лет.

На момент прохождения сверхсрочной службы и после увольнения в запас до марта 1994 года проживал с семьей с женой и тремя детьми на Украине в благоустроенной кооперативной двухкомнатной квартире № дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., тем самым избрав местом жительства г.Черновцы. Данное жилое помещение было предоставлено супруге истца Носовой Т.В. на основании ордера на всю семью.

Таким образом Носов И.Н. вместе с членами семьи был обеспечен жильем по учетной норме.

Данных свидетельствующих о том, что истец обращался с заявлением в соответствующие органы о признании нуждающимся в получении жилого помещения при увольнении в запас не имеется. По линии Министерства обороны России и Украины Носов И.Н. жилыми помещениями не обеспечивался.

В марте 1994 года истец добровольно снявшись с регистрационного учета по месту расположения данного жилого помещения выехал в Россию и зарегистрировался в г.Донском Тульской области по адресу: <адрес> на основании договора поднайма до 18.05.1995 г., на тех же основаниях с 1995 г. по 2002 годы проживал в доме № по улице <данные изъяты>, со 02.04.2002 г. по настоящее время в доме № по улице <данные изъяты>.

Судом установлено, что квартира расположенная по адресу: <адрес> в настоящее время принадлежит дочери истца – К.О.И.

Носов И.Н. имеет статус военнослужащего, согласно удостоверения серии Б №, выданного 23.01.1997 г. Тульским военкоматом Носову И.Н. назначена пенсия за выслугу лет.

Проанализировав приведенные доказательства, положения закона, суд первой инстанции установив, что Носов Н.И. не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, при увольнении в запас, остался проживать вместе с семьей в квартире № дома <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., то есть избрав место жительства, в компетентные органы по вопросу постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обращался, своего права на жилище на территории Украины не реализовывал, правомерно оставил заявленные истцом требования без удовлетворения.

Кроме того, поскольку Носов И.Н. не признан малоимущим, права на получение жилья на территории Российской Федерации на общих основаниях в соответствии с Законом Тульской области от 07.07.2006 г. № 722 «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договору социального найма жилых помещений» не имеет.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда об отказе в удовлетворении требований истца основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы Носова И.Н. о том, что судом первой инстанции не рассматривались все обстоятельства дела, несостоятельны, поскольку обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом установлены, в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ. Судом дана соответствующая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.

Сам по себе статус истца как ветерана вооруженных сил и ветерана труда, равно как и неполучение жилого помещения в период службы и после выхода в отставку, не может служить достаточным основанием для признания его нуждающимся в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.

Более того, сам истец и в суде первой инстанции и в суде кассационной инстанции в обоснование требований указывал на то, что он был обеспечен в период службы и после выхода в отставку жилим помещением в пределах учетной нормы, до 01.01.2005 года на учет нуждающихся в предоставлении жилья ни в военный комиссариат, ни в иные органы местного самоуправления, в том числе при переезде на постоянное место жительства в г.Тулу не обращался, поскольку намеревался проживать с сыном, являющимся военнослужащим.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

        С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Донского городского суда Тульской области от 06 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Носова И.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи