Кассационное определение от 18.08.2011 по делу №33-2718



Стр. 27

Дело № 33-2718                                                                     Судья Бездетнова А.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2011 года                                                                                    город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бугакова О.А.,

судей Алдошиной В.В., Гавриловой Е.В.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Пешакова В.В. на решение Советского районного суда г. Тулы 18 апреля 2011 года по иску Пешакова В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии и взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пешаков В.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Туле о включении периодов работы в трудовой стаж.

В обоснование заявленных требований указал, что работал в районах Крайнего Севера на должности горного мастера, предусмотренной Списком № 1, которая относится к особым условиям труда. Согласно положениям Закона РФ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается в общий и специальный трудовой стаж. УПФ РФ (ГУ) в г. Туле отказал ему во включении периода его работы в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты> с 01.12.1991 г. по 12.12.1997 г. в специальный стаж.

Посил засчитать период работы в должности освобожденного председателя <данные изъяты> с 01.12.1991 года по 12.12.1997 года в специальный стаж.

В процессе рассмотрения дела истец Пешаков В.В. уточнил исковые требования, дополнительно просил взыскать недополученную пенсию с учетом индексации в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. исковые требования Пешакова В.В. не признала, пояснила, что работа истца в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков не предусмотрена Списком от 13.09.1991 года № 481. Согласно документам пенсионного дела истца, его стаж на соответствующих видах работ в организациях угольной промышленности непосредственно по добычи угля и сланца и на строительстве шахт составляет менее 25 лет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для перерасчета пенсии.

Суд постановил решение, которым иск Пешакова В.В. к УПФ РФ (ГУ) в г. Туле о включении периодов работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии и взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации удовлетворил.

Обязал УПФ РФ (ГУ) в г. Туле включить в подсчет специального трудового стажа Пешакова В.В. период его работы с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г. в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты>

Обязал УПФ РФ (ГУ) в г. Туле произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Пешакова В.В. с учетом периода его работы с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г. в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты> с 01.11.2010 г.

В остальной части исковых требований Пешакова В.В. отказал.

В кассационной жалобе Пешаков В.В. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа выплаты индексации пенсии с 01.01.2002 г., как постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Пешакова В.В., возражения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение), согласно доверенности Морозову А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно абзацу 3 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

    Аналогичное положение содержится также в части 3 статьи 26 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Нормы данного Закона, как и нормы Трудового кодекса Российской Федерации не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный стаж.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4, вопрос о включении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590, в соответствии с п. 97 которого в тех случаях, когда работник был избран на выборную должность, работа на такой должности приравнивается при определении права на льготное пенсионное обеспечение к работе до избрания в пределах не более 5 лет. При этом присоединение производится в том порядке, который предусмотрен п. 100 Положения, а именно: любая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на пенсию на льготных условиях, в льготных размерах, учитывается размер, не превышающий имеющийся стаж работы, дающей право на эту пенсию. Под выборной работой, предусмотренной п. 97 Положения, понимается общественно полезная работа лиц, подлежащих государственному страхованию на выборных должностях в советских учреждениях, партийных, профсоюзных и других общественных организациях.

При рассмотрении вопроса о включении в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выборной работы в партийных и комсомольских организациях могут применяться и другие условий, указанные в п. 109 Положения, заключающиеся в том, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе, в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает 3-х месяцев, и, если работа в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пешаков В.В. с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г. работал в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в трудовой книжке, а также справке, выданной Независимым профсоюзом горняков России.

    Работе истца на выборной должности в Независимом профсоюзе горняков <данные изъяты> следовал непосредственно за работой в должности горного мастера с полным рабочим днем под землей в <данные изъяты> и после окончания работы на выборной должности Пешаков В.В. продолжил свою деятельность по профессии горный мастер с полным рабочим днем под землей в ООО «<данные изъяты>», данные периоды его работы были включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

С 15.06.1995 г. Пешаков В.В. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 12 «а» Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с дополнительным снижением пенсионного возраста как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Полагая, что вышеуказанный период работы на выборной должности дает ему право на доплату к пенсии, 21.10.2010 г. истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о включении периода работы с 01.12.1991 г. по 12.12.1997 г. в специальный трудовой стаж, однако получил отказ, мотивированный тем, что пенсионное законодательство не содержит положений о возможности включения в специальный стаж работы периода осуществления профсоюзной деятельности.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводом территориального органа Пенсионного фонда и включил в специальный трудовой стаж истца период работы с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г. в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты>

Проверяя доводы Пешакова В.В. в части перерасчета трудовой пенсии, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указал, что перерасчет трудовой пенсии истца с учетом периода его работы в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты> с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г., может быть осуществлен с 01.11.2010 г.

С данным выводом суда судебная коллегия не согласна, поскольку в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением его в действие при установлении трудовой пенсии осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и именно с этого времени у пенсионного органа возникла обязанность по перерасчету, назначенной истцу пенсии, с учетом имеющихся в его пенсионном деле сведений о стаже.

В суд кассационной инстанции представителем Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле представлен расчет сумм доплат Пешакову В.В. в случае включения спорного периода в его специальный стаж, размер доплаты, согласно данного расчета составляет <данные изъяты> Судебная коллегия согласна с расчетом представленным пенсионным органом, считая его правильным.

Руководствуясь стс.362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Тулы от 18 апреля 2011 года изменить –обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Пешакова В.В. с учетом периода его работы с 10 декабря 1991 года по 8 декабря 1997 года в должности освобожденного председателя Независимого профсоюза горняков <данные изъяты> с 1 января 2002 года; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле в пользу Пешакова В.В. перерасчет трудовой пенсии с индексацией в сумме <данные изъяты>

Председательствующий

Судьи