Кассационное определение от 18.08.2001 по делу №33-2660



Дело № 33-2660 судья Заря А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2011 года г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Епихиной О.М., Черенкова А.В.,

при секретаре Захаренко О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гайдай М.Р. решение Узловского городского суда Тульской области от 4 июня 2011 года по делу по иску Гайдай М.Р. к администрации муниципального образования МО Узловский район и Департаменту социального развития Тульской области об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета,

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

       Гайдай М.Р. обратился в суд с иском к администрации МО Узловский район и Департаменту социального развития Тульской области об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, указав, что является инвалидом ... группы и имеет удостоверение , выданное 31 августа 1995 года, согласно которому Гайдай М.Р. имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года.

Согласно Указу Президента РФ № 30 от 9.01.2010 года, Гайдай М.Р. имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, названных в п.1 настоящего указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м., так как он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

После обращения к Президенту страны ему Департамент социального развития Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ дал ответ за , и он полагал, что будет обеспечен жильем. Из письма же и.о. заместителя главы администрации МО Узловский район В.И. Гаврилова от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работники МО «Майское» ошибочно приняли его на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как участника Великой Отечественной войны и что его категория льгот не предусмотрена Указом Президента.

Гайдай М.Р. был участником боевых действий в Венгрии в 1956 году. Имеет боевые награды от Жукова. Своего жилья у него нет. Живет в доме сына его жены. Местная власть игнорирует Указ Президента РФ от 09.01.2010 №30 п. 3.

    В    указе Президента написано: на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2. распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона « О ветеранах».

Просит суд обязать руководителей высших исполнительных органов государственной власти г. Узловая обеспечить его благоустроенным жильём или выделить деньги для покупки жилья за счёт средств федерального бюджета.

В последующем требования уточнил и в дополнительном исковом заявлении просит суд признать за ним право инвалида Великой Отечественной войны и обязать Департамент социального развития Тульской области предоставить ему субсидию на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета, согласно ст.23.2 ФЗ «О Ветеранах» и согласно постановлению администрации Тульской области от 7 августа 2006 года №387. При этом дополнительно указал, что Указом Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий отнесены: военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 нюня 19-11 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территории других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решению Правительства СССР.

Согласно удостоверению , выданному ДД.ММ.ГГГГ, Гайдай М.Р. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы в соответствии со ст. 14 ФЗ «О Ветеранах». При этом в силу Федерального закона №79 от 6 мая 2010 года инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, а действия положений п.п.4 п1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

    В    судебном    заседании    истец    Гайдай    М.Р.    исковые требования поддержал     по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель истца по доверенности Чепурина Л.Н. в судебном заседании     просила иск удовлетворить, считая, что на истца распространяется действие Указа    Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года, поскольку Законом «О ветеранах» он приравнен к участникам Великой Отечественной войны, являясь инвалидом боевых действий в Венгрии в 1956 году.

    Представитель ответчика администрации МО Узловский район по доверенности Коготков А.В. в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях просит отказать в удовлетворении требований.

    Представитель третьего лица администрации МО Майское Узловского района по доверенности Грошева Т.И. в судебном заседании считала иск не подлежащим удовлетворению.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 7 июня 2010 года Гайдай М.Р. отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Гайдай М.Р. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Гайдай М.Р. и его представителя по доверенности Чепуриной Л.Н., представителя администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Коготкова А.В., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного по делу решения суда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся также военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР.

Согласно справке, выданной начальником отдела военного комиссариата Тульской области по Узловскому району ДД.ММ.ГГГГ за истец Гайдай М.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения является участником боевых действий на территории Венгрии и проходил службу в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе войсковой части в/ч . Имеет право на льготы в соответствии со ст. 14 Меры социальной поддержки инвалидов войны Федерального закона от 12.01.1995 года №5 - ФЗ «О ветеранах».

Наличие этих льгот также подтверждено соответствующим удостоверением.

Из справки ВТЭК усматривается, что истец Гайдай М.Р. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

Суд первой инстанции установил, что Гайдай М.Р. имеет статус инвалида войны и на него распространяются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5 - ФЗ «О ветеранах» (ред. от 09.12.2010 г.. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.05.2010 г. №79 - ФЗ).

Из материалов дела также следует, что Гайдай М.Р. обратился с заявлением о принятии его на учет ДД.ММ.ГГГГ и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление «О внесении изменений в постановление главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно - бытовой комиссии при администрации МО Майское».

Согласно сообщению главы МО Майское Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ, истец Гайдай М.Р. поставлен на учет для улучшения жилищных условий в администрации МО Майское постановлением от ДД.ММ.ГГГГ номер очереди 97.

Таким образом истец Гайдай М.Р. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года.

Указом Президента Российской Федерации №714 от 7.05.2008 года (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 №30) установлена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий лиц, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5 - ФЗ «О ветеранах».

Статья 14 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает в качестве меры социальной поддержки инвалидов войны обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади житья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 7 августа 2006 г. № 387 (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 24.08.2009 №617, от 19.11.2009 №890, от 6.04.2010 №326. от 19.05.2010 №392) утверждено временное Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Положения вышеуказанных нормативных актов регламентируют порядок и форму обеспечения жильем определенной категории граждан, к которой относится и истец Гайдай М.Р., при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и времени постановки на соответствующий учет, которая законодателем для данной категории граждан установлена до 1 января 2005 года.

Таким образом истец Гайдай М.Р., имеющий статус инвалида войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, однако не состоявший на таковом учете до 1 января 2005 года, в настоящее время принятый на учет, как нуждающийся в жилом помещении, права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде субсидии за счет средств федерального бюджета не имеет.

Отказывая Гайдай М.Р. в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно не согласился с доводами истца и его представителя о том, что Гайдай М.Р. в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации №714 от 7.05.2008 года подлежит обеспечению жильем без учета времени принятия на учет в качеств нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе и в виде субсидии, поскольку данный Указ Президента Российской Федерации предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, участником которой истец не был, а являлся участником боевых действий на территории Венгрии 1956 - 1957 годов и имеет право на меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем при определенных условиях. Суждения суда относительно того, что законодатель, наделяя категорию, к которой относится и истец Гайдай М.Р., правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на соответствующий учет до 1 января 2005 года, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме, судебная коллегия считает правильными.

       Внесение изменений в Федеральный закон « О ветеранах» 6 мая 2010 года, на что в обоснование доводов о незаконности решения суда ссылается кассатор, не влечет для истца возникновение права на предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета вне зависимости от даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

        Судом первой инстанции правильно при разрешении исковых требований Гайдай М.Р. правильно применены нормы материального права, спор разрешен в соответствии с положениями ч.3 ст. 196 ГПК РФ, а доводы кассационной жалобы по существу основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Россй2ской Федерации от 7 мая 2008 года №714.

        Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

    При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Г.. не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Узловского городского суда Тульской области от 7 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гайдай М.Р.– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи