Стр. 27
Дело № 33 - 2715 судья Бездетнова А.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Лазутиной Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле на решение Советского районного суда г. Тулы от 16 мая 2011 года по делу по иску Щепакиной Н.Э. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Щепакина Н.Э. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику.
В обоснование требований указала, что решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле № от 01 июля 2010 года отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику ввиду отсутствия необходимого стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды с 24.01.1994г. по 28.06.1994г. - отпуск по беременности и родам; период работы с 01.05.1996г. по 31.05.1999 г. - в должности медицинской сестры палатной детского отделения с блоком интенсивной терапии и реанимации Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной родильный дом». Указанные периоды по мнению истца подлежат в льготным исчислением как 1 год работы за 1 год 6 мес, а не календарно, как посчитал ответчик.
Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения с 05.04.2010г.; признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 24.01.1994г. по 28.06.1994г. – время нахождения в отпуске по беременности и родам; с 01.05.1996г. по 31.05.1999 г. - работа в должности медицинской сестры палатной детского отделения с блоком интенсивной терапии и реанимации Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной родильный дом» в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Впоследствии, 16.05.2011г., истец Щепакина Н.Э. уточнила исковые требования, просила также включить в ее специальный стаж периоды плановых дезинфекций: с 01.05.1995г. по 25.07.1995г., с 01.08.1998г. по 31.08.1998г., с 01.06.2001г. по 15.07.2001г., с 12.08.2002г. по 03.09.2002г., с 01.07.2003г. по 31.07.2003г., с 02.08.2004г. по 02.09.2004г., с 03.09.2004г. по 30.09.2004г., с 01.06.2005г. по 19.06.2005г., с 25.05.2006г. по 31.07.2006г., с 01.07.2008г. по 10.08.2008г., с 21.09.2008г. по 30.09.2008г., с 17.08.2009г. по 06.09.2009г., с 01.07.2010г. по 31.07.2010г.
В судебном заседании истец Щепакина Н.Э. и ее представитель в порядке, предусмотренном ч.6 ст. 53 ГПК РФ, Сотник О.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержали по вышеизложенным основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе по доверенности Морозова А.А. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в связи с отсутствием у Щепакиной Н.Э. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях.
Советским районным судом г. Тулы 16.05.2011г. постановлено решение, которым исковые требования Щепакиной Н.Э. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Щепакиной Н.Э. в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы - периоды: с 24.01.1994г. по28.06.1994г. отпуска по беременности и родам, работы с 01.05.1999г. по 31.05.1999г. в должности медицинской сестры палатной детского отделения с блоком реанимации и интенсивной терапии Государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Тульский областной родильный дом», а также в календарном исчислении периоды плановых дезинфекций: с 01.05.1995г. по 25.07.1995г., с 01.08.1998г. по 31.08.1998г., с 01.06.2001г. по 15.07.2001г., с 12.08.2002г. по 03.09.2002г., с 01.07.2003г. по 31.07.2003г., с 02.08.2004г. по 02.09.2004г, с 03.09.2004г. по 30.09.2004г., с 01.06.2005г. по 19.06.2005г., с 25.05.2006г. по 31.07.2006г., с 01.07.2008г. по 10.08.2008г., с 21.09.2008г. по 30.09.2008г., с 17.08.2009г. по 06.09.2009г., с 01.07.2010г. по 31.07.2010г.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле обязано назначить Щепакиной Н.Э. трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней - с 05.04.2010г.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения возражения Щепакиной Н.Э., судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле № от 01.07.2010г. в специальный стаж истца период с 24.01.1994г. по 28.06.1994г. отпуска по беременности и родам включен в календарном исчислении, поскольку данный период не являлся периодом основной деятельности, период работы с 01.05.1996г. по 31.05.1999г. (за исключением отвлечений 2 месяца) в должности палатной медсестры в детском отделении с блоком интенсивной терапии и реанимации в ГУЗ «Областной родильный дом» в календарном исчислении, так как наименование отделения не предусмотрено разделом «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781. Периоды плановых дезинфекций: с 01.05.1995г. по 25.07.1995г., с 01.08.1998г. по 31.08.1998г., с 01.06.2001г. по 15.07.2001г., с 12.08.2002г. по 03.09.2002г., с 01.07.2003г. по 31.07.2003г., с 02.08.2004г. по 02.09.2004г., с 03.09.2004г. по 30.09.2004г., с 01.06.2005г. по 19.06.2005г., с 25.05.2006г. по 31.07.2006г., с 01.07.2008г. по 10.08.2008 г., с 21.09.2008 г. по 30.09.2008 г., с 17.08.2009 г. по 06.09.2009 г., с 01.07.2010г. по 31.07.2010г. также не включены в специальный стаж истца.
01.07.2010г. Щепакиной Н.Э. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику по причине отсутствия необходимого стажа.
Суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными, сославшись на следующее.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовали положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждений утвержден в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его положения применимы и к подпункту 19 пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона Российской Федерации № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения подпункта 11 пункта 1 статьи Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Как следует из Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, льготное исчисление трудового стажа предусмотрено для должностей акушерок в отделении акушерской патологии беременности.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Разрешая требования Щепакиной Н.Э. о включении в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 мес. за 1 год работы периода её работы с 01.05.1996г. по 31.05.1999г. в должности медицинской сестры палатной детского отделения с блоком интенсивной терапии и реанимации Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной родильный дом», суд установил, что истец, как усматривается из трудовой книжки Щепакиной Н.Э., в период времени с 02.01.1991г. по 30.09.1992г. работала в должности медицинской сестры отделения детской анестезиологии и реанимации. После выделения Родильного дома из Тульской областной больницы и создания учреждения Областной родильный дом с 01.10.1992 г. истец продолжила свою трудовую деятельность. С 01.01.1995г. по 31.04.1996г. Щепакина Н.Э. работала в той же должности в отделении детской реанимации и интенсивной терапии, а с 01.05.1996г. по 01.06.1999г. в связи с тем, что отделение детской реанимации и интенсивной терапии было объединено с педиатрическим отделением, истец продолжила свою трудовую деятельность в детском отделении с блоком интенсивной терапии и реанимации. Приказом № от 01.06.1999г. блок интенсивной терапии и реанимации детского отделения выделен в самостоятельное структурное подразделение - отделение детской реанимации и интенсивной терапии, где и продолжила свою трудовую деятельность истец в должности палатной медсестры и работает по настоящее время.
Из льготно-уточняющей справки, выданной Государственным учреждением здравоохранения Тульской области «Тульский областной родильный дом» от 28.05.2010г. за № следует, что с 01.10.1992г. по 08.09.1994г. Щепакина Н.Э. работала в должности медсестры палатной отделения детской анестезиологи и реанимации на полную ставку, с 09.09.1994г. по 31.12.1994г. - в той же должности в отделении детской анестезиологии и реанимации на 0,5 ставки, с 01.01.1995г. по 30.04.1996г. - в той же должности в отделении детской реанимации и интенсивной терапии на 0,5 ставки; с 01.05.1996г. по 31.05.1996г. - в той же должности в детском отделении с блоком интенсивной терапии и реанимации на 0,5 ставки; с 01.06.1996г. по 31.05.1999г. - в той же должности в детском отделении с блоком интенсивной терапии и реанимации на полную ставку; с 01.06.1999г. по настоящее время - в той же должности в отделении детской реанимации и интенсивной терапии.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, действующим на период спорных правоотношений, предусмотрено исчисление врачам-хирургам и среднему медперсоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров стажа как 1 год 6 мес. за 1 год работы. Стаж работы работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) постановлено считать за один год и 3 месяца.
Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 29.01.1999г. № 28, акушерское, в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности, родовое (родильное) отделения отнесены к числу отделений хирургического профиля.
Согласно Приказу Минздрава от 09.01.1986г. № 55 «Об организации работы родильных домов» отделения (палаты) новорожденных организуются в родильных домах. Общее количество коек отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях) составляет 105 - 107 % расчетного количества коек послеродового от отделения. Палаты для новорожденных выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение первых 24 часов жизни находится под интенсивным наблюдением медперсонала.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999г. № 377, медсестра палатная отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что в оспариваемый период работы, палата новорожденных входила в состав родильного отделения, при этом, родильное (родовое) отделение согласно Спискам № 781 от 29.10.2002г. относится к отделениям хирургического профиля стационаров.
Кроме того, согласно разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1997г. родильные отделения являются основной структурной единицей акушерских отделений и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Судом был произведен сравнительный анализ штатных расписаний и тарификационных списков за период деятельности отделения детской реанимации и интенсивной терапии 1996-1999г., а также до и после реорганизации этого отделения, что касается блока интенсивной терапии и реанимации, в отделение детской анестезиологии и реанимации (до 1995г.) и в отделение детской реанимации и интенсивной терапии (после 31.05.1999г.) согласно которому штатная численность врачей и медицинских сестер палатных данного отделения (блока) фактически на протяжении всего периода работы истицы как до реорганизации отделения реанимации и интенсивной терапии в детское отделение с блоком интенсивной терапии и реанимации, так и после образования из этого отделения самостоятельного отделения детской реанимации и интенсивной терапии.
Суд также произвел сравнение должностных инструкций медсестры палатной Щепакиной Н.Э. в период ее работы в ГУЗ «Тульский областной родильный дом» за 1992г. (отделения детской анестезиологии и реанимации), 1995 г. (отделения детской реанимации и интенсивной терапии), 1996г. (детского отделения с блоком интенсивной терапии и реанимации), 1999 г. (отделения детской реанимации и интенсивной терапии) и 2009г. (отделения детской реанимации и интенсивной терапии) из усматривается, что по своему содержанию данные должностные инструкции одинаково отражают обязанности медицинской сестры палатной. Так, на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», «Фельдшер». Медицинская сестра обязана своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций в стационарных условиях, осуществлять сестринский уход за пациентами, сообщать лечащим врачам о всех осложнениях и заболеваниях пациентов, осуществлять работу, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, нести за это ответственность, вести медицинскую учетно-отчетную документацию, обеспечивать инфекционную безопасность, принимать участие в обходе, проводить подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, выполнять распоряжения врача, повышать свою квалификацию и т.д.
Таким образом, несмотря на переименование отделений, в которых работала истица в период с 1992 по 2000 гг., ее должностные обязанности и деятельность структурного подразделения, в котором она работала, не изменялись несмотря на изменение наименований, при этом периоды работы истца до 01.05.1996г. и после 31.05.1999 г. зачтены ответчиком в ее специальный стаж льготным исчислением как 1 год 6 мес. за 1 год работы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении работы Щепакиной Н.Э. с 01.05.1999 г. по 31.05.1999 г. в должности медицинской сестры палатной детского отделения с блоком реанимации и интенсивной терапии в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев в специальный стаж.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном включении вышеуказанного периода в специальный стаж в льготном исчислении являются несостоятельными и основаны на неправильном применении норм материального права.
Проверяя доводы истца о необходимости включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода нахождения в отпуске по беременности и родам, суд обоснованно сослался на пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Поскольку период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами Щепакиной Н.Э. имел место в период ее работы в должности палатной медсестры в отделении детской анестезиологии и реанимации с 01.10.1992г. по 31.12.1994г., который ответчиком был включен в специальный стаж истца льготным исчислением как 1 год 6 мес. за 1 год работы, следовательно, вышеуказанный периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам, также подлежат включению в специальный стаж работы и должен учитываться в том же порядке, как работа, в период которой был предоставлен указанный отпуск, то есть как 1 год работы за 1 год 6 мес.
Заявленные истцом Щепакиной Н.Э. требования о включении в ее специальный стаж периодов плановых дезинфекций: с 01.05.1995г. по 25.07.1995г., с 01.08.1998г. по 31.08.1998г., с 01.06.2001г. по 15.07.2001г., с 12.08.2002г. по 03.09.2002г., с 01.07.2003г. по 31.07.2003г., с 02.08.2004г. по 02.09.2004г., с 03.09.2004г. по 30.09.2004г., с 01.06.2005г. по 19.06.2005г., с 25.05.2006г. по 31.07.2006г., с 01.07.2008г. по 10.08.2008 г., с 21.09.2008 г. по 30.09.2008 г., с 17.08.2009 г. по 06.09.2009 г., с 01.07.2010г. по 31.07.2010г. также правильно были удовлетворены судом, поскольку как было достоверно установлено судом, проведение ежегодно профилактической обработки и дезинфекции для родильного дома являются обязательными и в указанные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата, следовательно, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца календарным исчислением.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в судебном решении, не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Учитывая, что у истца имелся необходимый стаж на момент обращения в пенсионный орган, суд обоснованно назначил Ежовой Е.Н. досрочную трудовую пенсию с 5 апреля 2010 года.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены постановленного судом решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Тулы от 16 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи