Кассационное определение от 25.08.2011 по делу №33-2880



Стр. 27

Дело № 33 - 2880                                                                                 судья Каньшина О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2011 года                                                                                      город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,

при секретаре Лазутиной Е.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области на решение Суворовского районного суда Тульской области от 24 июня 2011 года по делу по иску Дорошиной Л.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости, как медицинскому работнику.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

    Дорошина Л.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суворовском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости, как медицинскому работнику, указывая на то, что с 01.04.1976г., в том числе на курорте Краинка Суворовского района Тульской области с 24.07.1995г. и по настоящее время, работает в учреждении здравоохранения.

30.08.2010г. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, как медицинскому работнику.

Решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области от 08.09.2010г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30.08.2010г. в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения данного вида пенсии.

    При этом комиссия Управления Пенсионного фонда РФ ( ГУ) в Суворовском районе Тульской области исключила из её специального стажа периоды работы: с 24.07.1995г. по 31.01.1996г., с 01.02.1996г. по 03.09.1996г., с 11.10.1996г. по 05.01.1997г., с 16.01.1997г. по 25.05.1997г., с 08.06.1997г. по 06.10.1997г., с 30.10.1997г. по 09.03.1998г., с 11.04.1998г. по 27.05.1999г.,- медсестра вихревых ванн, медсестра урологии и гинекологии курорта «Краинка»; с 28.05.1999г. по 04.03.2003г., с 05.04.2003г. по 30.08.2010г. - медсестра урологии и гинекологии ООО «С.»; нахождение на курсах повышения квалификации :с 01.03.1983г. по 01.05.1983г., с 14.03.1995г. по 28.04.1995г., с 10.03.1998г. по 10.04.1998г., с 05.03.2003г. по 04.04.2003г.

С данным решением пенсионного органа она не согласна, поскольку полагает, что спорные периоды должны быть включены в её стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В связи с этим просила признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области № от 08.09.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, как медицинскому работнику, следующие периоды: с 13.07.1983г. по 08.04.1986г. - заведующая хрущевским медпунктом, с 24.07.1995г. по 27.05.1999г., - медсестра вихревых ванн, медсестра урологии и гинекологии курорта «Краинка»; с 28.05.1999г. по 31.12.2009г. и с 01.01.2010г. по 30.08.2010г. - медсестра урологии и гинекологии ООО «С.»; нахождение на курсах повышения квалификации: с 01.03.1983г. по 29.04.1983г., с 14.03.1995г. по 28.04.1995г., с 10.03.1998г. по 10.04.1998г., с 05.03.2003г. по 04.04.2003г.; обязать УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, как медицинскому работнику, с момента первичного обращения, то есть с 30.08. 2010г.

Впоследствии, Дорошина Л.Б. уточнила исковые требования в части указания периодов, ссылаясь на те же обстоятельства, просила признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области № от 08.09.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, как медицинскому работнику, следующие периоды: с 24.07.1995г. по 31.01.1996г., с 01.02.1996г. по 03.09.1996г., с 11.10.1996г. по 05.01.1997г., с 16.01.1997г. по 25.05.1997г., с 08.06.1997г. по 06.10.1997г., с 30.10.1997г. по 09.03.1998г., с 11.04.1998г. по 27.05.1999г., - медсестра вихревых ванн, медсестра урологии и гинекологии курорта «Краинка»; с 28.05.1999г. по 04.03.2003г., с 05.04.2003г. по 30.08.2010г. - медсестра урологии и гинекологии ООО «С.»; нахождение на курсах повышения квалификации: с 01.03.1983г. по 29.04.1983г., с 14.03.1995г. по 28.04.1995г., с 10.03.1998г. по 10.04.1998г., с 05.03.2003г. по 04.04.2003г. и обязать УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области назначить ей досрочную трудовую пенсию па старости, как медицинскому работнику, с момента первичного обращения, то есть с 30.08. 2010г.

В судебном заседании истец Дорошина Л.Б. поддержала уточненные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области по доверенности Кузина Н.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала, представила возражения на иск в которых указала, что в связи с отсутствием необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, специального стажа работы исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Представитель 3-го лица ООО «С.» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя, также указали, что исковые требования Дорошиной Л.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суворовским районным судом Тульской области 24.06.2011г. постановлено решение, которым исковые требования Дорошиной Л.Б. удовлетворены в полном объеме.

    Суд признал отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области от 08.07.2010г. № о досрочном назначении трудовой пенсии Дорошиной Л.Б., незаконным.

    Признал за Дорошиной Л.Б., 02.02.1957 года рождения, уроженкой ст.Чекалин Суворовского района Тульской области, право на досрочную трудовую пенсию по старости, как медицинскому работнику, включив в специальный трудовой стаж периоды её работы :

    с 24.07.1995г. по 31.01.1996г., с 01.02.1996г. по 03.09.1996г., с 11.10.1996г. по 05.01.1997г., с 16.01.1997г. по 25.05.1997г., с 08.06.1997г. по 06.10.1997г., с 30.10.1997г. по 09.03.1998г., с 11.04.1998г. по 27.05.1999г., -медсестра вихревых ванн, медсестра урологии и гинекологии курорта «Краинка»;

    с 28.05.1999г. по 04.03.2003г., с 05.04.2003г. по 30.08.2010г. - медсестра урологии и гинекологии ООО «С.»;

    нахождение на курсах повышения квалификации: с 01.03.1983 года по 01.05.1983г., с 14.03.1995г. по 28.04.1995г., с 10.03.1998г. по 10.04.1998г.,с 05.03.2003г. по 04.04.2003г.

    Обязал Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области назначить Дорошиной Л.Б. досрочную трудовую пенсию по старости, как медицинскому работнику, с момента первичного обращения, то есть с 30.08. 2010г.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из содержания п.2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона следует, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 ст.27 и подпункты 7 – 13 пункта 1 ст. 28 названного закона), периода его работы, подлежащего по мнению истицы, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области от 08.09.2010г. № Дорошиной Л.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30.08.2010г. по основаниям отсутствия требуемого специального стажа для назначения данного вида пенсии.

При этом комиссия УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области исключила из её специального стажа периоды работы: с 24.07.1995г. по 31.01.1996г., с 01.02.1996г. по 03.09.1996г., с 11.10.1996г. по 05.01.1997г., с 16.01.1997г. по 25.05.1997г., с 08.06.1997г. по 06.10.1997г., с 30.10.1997г. по 09.03.1998г., с 11.04.1998г. по 27.05.1999г., - медсестра вихревых ванн, медсестра урологии и гинекологии курорта «Краинка»; с 28.05.1999г. по 04.03.2003г., с 05.04.2003г. по 30.08.2010г. - медсестра урологии и гинекологии ООО «С.»; нахождение на курсах повышения квалификации: с 01.03.1983г. по 01.05.1983г., с 14.03.1995г. по 28.04.1995г., с 10.03.1998г. по 10.04.1998г., с 05.03.2003г. по 04.04.2003г.

Проверяя обоснованность исключения из специального стажа Дорошиной Л.Б., периоды её работы, суд установил, что истице не включены вышеуказанные периоды в специальный стаж с 24 июля 1995 года по 30 августа 2010 года, в связи с тем, что её работа проходила в организации, образованной в форме общества с ограниченной ответственностью. Данное наименование не предусмотрено нормативными актами в области пенсионного законодательства, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Проверяя законность и обоснованность действий ответчика по отказу в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с конкретной даты, суд установил, что в соответствии с Положением о курорте «Краинка» Тульской области, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.09.1973г. № 654, данный курорт расположен в Суворовском районе Тульской области, является бальнеогрязевым курортом и предназначен, в том числе и для лечения болезней, связанных с нарушением обмена веществ, костей суставов и мышц позвоночника, периферической нервной системы.

05.01.1982г. Постановлением № 6 Совета Министров РСФСР утверждено новое Положение о курорте «Краинка», в соответствии с которым, данный курорт является бальнеогрязевым и предназначен для лечения больных с заболеваниями, в том числе органов движения и периферической нервной системы.

04.05.1992г. на основании постановления Главы администрации Суворовского района от 04.05.1992г. курорт «Краинка» был реорганизован в предприятие курорт «Краинка», которое, согласно уставу, выступило правопреемником курорта «Краинка», при этом цели и предмет деятельности остались прежними - это диагностические, лечебные, профилактические и медико - восстановительные мероприятия, проводимые с целью укрепления здоровья и предупреждения заболеваний отдыхающих.

В 1999 году предприятие курорт «Краинка» было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Санаторий (курорт) «Краинка», устав которого был зарегистрирован 23.08.1999г. Постановлением Главы администрации МО «Суворовский район» Тульской области.

Из содержания п.1.3. вышеуказанного Устава следует, что ООО «С.» является правопреемником предприятия курорт «Краинка». При этом в ходе реорганизации вышеуказанного лечебно – профилактического учреждения предмет и цели данного учреждения остались прежними, а именно: диагностика с целью уточнения показаний для лечения в данном санатории, организация лечения больных, в том числе и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, лечебными питанием, обеспечение медицинского контроля в процессе проведения лечебных и оздоровительных мероприятий.

Разрешая спорные правоотношения по существу, суд правильно установил, что до 01.10.1993г. пенсионные права медицинских работников регулировались, в том числе и Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В Приложении к данному постановлению был указан перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. В данном перечне были указаны, в том числе и такие лечебно - профилактические учреждения, как санатории и курортные лечебницы всех наименований. Среди должностей - врачи, медицинские сестры, лаборанты - все независимо от наименования должности.

06.09.1991г. Советом Министров РСФСР в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» было принято Постановление № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) причем все врачи и средний медицинский персонал.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, учитывая положения вышеприведенных нормативно - правовых актов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что до 01.11.1999г., когда перестало действовать Постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991г., наименование и вид деятельности курорта «Краинка» соответствовало действующему на тот момент пенсионному законодательству и давало медицинским работникам данного учреждения право на пенсию за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, в связи с чем обоснованно включил в специальный стаж работы Дорошиной Л.Б., дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, период ее работы с 24.07.1995г. по 30.08.2010г. - медсестрой вихревых ванн, медсестрой урологии и гинекологии курорта «Краинка», ООО «С.».

С 01.11.1999г. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 был утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», где были определены не только должности медицинских работников, но и наименования учреждений.

Судом установлено, что вид лечебно - профилактического учреждения, в котором работала истица, и один из профилей его деятельности полностью соответствует указанным в Списке № 1066 наименованию учреждения - это санаторий (курорт), в том числе, и для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата и наименованию должности Дорошиной Л.Б. – медсестра урологии и гинекологии.

Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном Списке были поименованы должности медицинских работников и наименования учреждения и профиль его деятельности, в том числе и Санатории (курорты) для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд, руководствуясь положениями ст. 187 ТК РФ, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, обоснованно указав, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, установив юридически значимые по делу обстоятельства, в том числе и наличие у истца на день обращения за назначением пенсии необходимого медицинского стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы кассационной жалобы о том, что период работы истца с 24.07.1995г. по 30.08.2010г. в ООО «С.» не подлежит включению в специальный стаж работы истцов, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку данный вид организации не поименован ни в одном из вышеупомянутых Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу либо стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004г. № 11 - П положения подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 ст. 28 во взаимосвязи с п.1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации было предписано, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10,11 и 12 пункта 1 ст. 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10,11 и 12 пункта 1 ст. 28 данного Федерального закона.

Федеральным законом от 30.12.2008г. № 319 – ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

Таким образом, исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении, следует, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Иные доводы кассационной жалобы также не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу доводы кассатора сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают правильных выводов суда, изложенных в решении.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Суворовском районе Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи