Кассационное определение от 28.07.2011 по делу №33-2370



    Стр. 10

    Дело № 33-2370                                                                                 судья Мамонова М.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    28 июля 2011 года                   город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Жубрина М.А.,

судей Жуган Т.Д., Ходаковой Л.А.,

при секретаре Хлоповой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Солдатовой Т.П. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 20 мая 2011 года по делу по иску Солдатовой Т.П. к муниципальному учреждению здравоохранения «Каменская центральная районная больница» о признании незаконными отмены персонального повышающего коэффициента и оплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени без учета всех имеющихся надбавок, взыскании недоплаченных сумм.

Заслушав доклад судьи Жуган Т.Д., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Солдатова Т.П., фельдшер скорой медицинской помощи МУЗ «Каменская ЦРБ», обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Каменская центральная районная больница», в котором просила взыскать с ответчика недоплаченные суммы за период с февраля по ноябрь 2008 года ввиду неправильного указания оклада, за период с декабря 2008 года по март 2011 года за работу сверх установленного времени, за период с января 2010 года по март 2011 года ввиду неприменения индивидуального коэффициента, а также признать незаконным отмену индивидуального коэффициента и обязать работодателя производить оплату труда с применением индивидуального коэффициента, а за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени - с учетом всех имеющихся надбавок. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в период до 1 декабря 2008 года ответчик производил оплату труда с применением уменьшенного размера оклада; с введением с 1 декабря 2008 года новой системы оплаты труда производит оплату работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени без применения имеющихся надбавок и повышающих коэффициентов, что, по мнению истицы, противоречит принципу равной оплаты труда за равный труд и является незаконным, а с 2010 года не установил к оплате индивидуальный коэффициент, введение которого, по утверждению истицы, является обязательным, не уведомив ее об изменении системы оплаты труда, в частности, об отмене индивидуального коэффициента, размер которого входит в систему оплаты труда.

Уточнив свои требования, в судебном заседании просила признать незаконными отмену персонального повышающего коэффициента и оплату за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени без учета всех имеющихся надбавок, а также взыскать с ответчика исходя из представленного истицей расчета недоплаченные суммы за работу сверх установленного времени за период с декабря 2008 года по апрель 2011 года в размере <...> руб. и в связи с отменой персонального повышающего коэффициента – недоплату в размере <...> рублей.

Представитель истицы Солдатовой Т.П. – Филатов Д.А., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования Солдатовой Т.П., как основанные на нормах трудового законодательства, указав, что отмена индивидуального коэффициента привела к уменьшению заработной платы истицы, что согласно Трехстороннему региональному соглашению, заключенному 30.09.2008 года между администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей, недопустимо. Ссылался на нарушения требований трудового законодательства, выразившиеся в отсутствии письменного согласия Солдатовой Т.П. на работу сверх нормы и соответствующего требования работодателя, нарушении принципа равной оплаты за равный труд, а также на обязанность администрации района предоставить необходимые денежные средства на выплату заработной платы в полном объеме.

Представители ответчика – главный врач МУЗ «Каменская ЦРБ» Висягин Н.И. и по доверенности Акатовская С.В. исковые требования Солдатовой Т.П. не признали, указав, что начисление заработной платы истице соответствует трудовому законодательству и Положению об оплате труда. Пояснили, как и ранее участвовавшая в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Маркашова С.А., что заработная плата Солдатовой Т.П. и других работников, уменьшилась.

Представитель администрации муниципального образования Каменский район, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 11.04.2011 года, в судебное заседание, о котором извещен надлежаще, не явился; в письменном ходатайстве глава администрации МО Каменский район просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Ранее участвовавшая в судебном разбирательстве представитель администрации МО Каменский район по доверенности Черенкова Н.В. поясняла, что порядок начисления заработной платы установлен Положением с учетом ежегодно заключаемых с работниками дополнительных соглашений; главный врач МУЗ «Каменская ЦРБ» неоднократно обращался по вопросу увеличения бюджетных ассигнований на заработную плату, но доходы местного бюджета не позволяют их увеличить.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Солдатовой Т.П. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Солдатова Т.П. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений МУЗ «Каменская ЦРБ» относительно жалобы, заслушав истицу Солдатову Т.П., представителя Солдатовой Т.П. – Филатова Д.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. ст. 2, 22, 132, 135 ТК РФ, Положением об условиях оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Каменская ЦРБ», утвержденным постановлением главы муниципального образования Каменский район от 30.09.2008 года № 206, коллективным договором МУЗ «Каменская ЦРБ» на 2008 – 2010 годы и, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Солдатовой Т.П.

Так, согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Солдатова Т.П. работает в МУЗ «Каменская ЦРБ» с 03.04.1975 года в должности фельдшера скорой помощи.

Постановлением главы муниципального образования Каменский район от 30.09.2008 года № 206, вступившим в законную силу с 01.12.2008 года, утверждено Положение об условиях оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Каменская ЦРБ», разработанное в связи с введением новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений Каменского района.

Предусмотренная указанным Положением новая система оплаты труда работников введена в МУЗ «Каменская ЦРБ» с 01.12.2008 года приказом главного врача МУЗ «Каменская ЦРБ» от 08.12.2008 года № 97.

В связи с введением с 01.12.2008 года новой системы оплаты труда внесены изменения в коллективный договор МУЗ «Каменская ЦРБ» на 2008-2010 годы, утвержденные на собрании трудового коллектива 12.12.2008 года.

Пунктом 5.4 (в редакции от 12.12.2008 года) коллективного договора установлено производить определение размера окладов на основе отнесения занимаемых должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 года № 526, от 29.05.2008 года № 247н; заработную плату исчислять в соответствии с Положением об условиях оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Каменская ЦРБ», утвержденным постановлением главы муниципального образования Каменский район от 30.09.2008 года № 206.

Пунктом 5.24 указанного Коллективного договора предусмотрено, что в связи с введением с 1 декабря 2008 года новой системы оплаты труда необходимо ежегодно заключать с работниками дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий оплаты труда.

13 января 2010 года между МУЗ «Каменская ЦРБ» и Солдатовой Т.П. было заключено дополнительное соглашение № <...> к трудовому договору от 3 апреля 1975 года, согласно которому за выполнение трудовой функции фельдшера скорой медицинской помощи работнику устанавливаются: оклад в размере <...> рублей; выплаты компенсационного характера: повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, за работу в ночное время, праздничные дни, за переработку часов сверх среднемесячной нормы оплата в соответствии с действующим законодательством; выплаты стимулирующего характера: повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию 0,3-<...> рублей; повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности 0,25-<...> рублей; повышающий коэффициент к окладу по учреждению 0,25 – <...> рублей, повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,8 – <...> рублей. Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с 1 января 2010 года. Аналогичное дополнительное соглашение № <...> было также заключено между МУЗ «Каменская ЦРБ» и Солдатовой Т.П. 11.01.2011 года и вступило в силу с 01.01.2011 года. Данные дополнительные соглашения подписаны сторонами. Факт их заключения истицей не оспаривался. Как видно из указанных дополнительных соглашений, персональный повышающий коэффициент к окладу истице в 2010 и 2011 годах не установлен.

Настаивая на взыскании недоплаченных сумм в связи с неустановлением ей в 2010-2011 годах персонального повышающего коэффициента, Солдатова Т.П. ссылается на то, что размер данного коэффициента входит в систему оплаты труда, и его установление истице являлось для работодателя обязательным.

Судом установлено, что занимаемая истицей должность отнесена к профессиональной квалификационной группе «средний медицинский и фармацевтический персонал».

Пунктом 2.3 вышеназванного Положения об условиях оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Каменская ЦРБ» предусмотрено установление медицинским и фармацевтическим работникам учреждения повышающих коэффициентов к окладу, в том числе и персонального повышающего коэффициента.

Вместе с тем, как следует из того же пункта Положения, решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем Учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер. Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пунктах 2.4-2.8 Положения.

В соответствии с п.2.5 Положения персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен медицинским и фармацевтическим работникам с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, других факторов.

Решение об установлении работникам персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем Учреждения персонально в отношении конкретного работника. Размер персонального повышающего коэффициента - до 3,0.

Проанализировав предусмотренные Положением вышеприведенные условия применения повышающих коэффициентов к окладам, суд пришел к правильному выводу о том, что установление персонального повышающего коэффициента не носит обязательного характера, решение о его введении принимается главным врачом МУЗ «Каменская ЦРБ» с учетом обеспечения этих выплат финансовыми средствами. Персональный повышающий коэффициент, как и другие повышающие коэффициенты к окладам, устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

При этом судом первой инстанции установлено, что бюджетные ассигнования на заработную плату по скорой медицинской помощи в период с 2009 по 2011 год ежегодно уменьшались, и, несмотря на обращения главного врача в администрацию муниципального образования Каменский район о необходимости изыскания финансовых возможностей для установления персонального повышающего коэффициента работникам скорой медицинской помощи, увеличить ассигнования доходы бюджета не позволили.

Кроме того, в отличие от повышающих коэффициентов к окладу по занимаемой должности и по учреждению, устанавливаемых всем медицинским и фармацевтическим работникам учреждения (п.п. 2.4, 2.7 Положения), установление персонального повышающего коэффициента является правом, а не обязанностью руководителя учреждения в отношении конкретного работника (п. 2.5 Положения).

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности оплаты труда истицы в 2010-2011 годах без применения персонального повышающего коэффициента, как не установленного к ее окладу, и в этой связи об отсутствии оснований для взыскания соответствующей доплаты.

Настаивая на взыскании доплаты за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, Солдатова Т.П. полагает, что оплата за работу сверх установленной продолжительности времени должна рассчитываться из оклада с учетом надбавок и повышающих коэффициентов.

Разрешая требования Солдатовой Т.П. в этой части, суд первой инстанции установил, что время, отработанное сверх установленной месячной нормы рабочего времени, оплачивалось истице исходя из ее оклада.

Согласно ст. 149 ТК РФ, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пунктом 6.1 Положения об условиях оплаты труда работников МУЗ «Каменская ЦРБ» предусмотрено, что выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, при расширении зон обслуживания, при увеличении норм объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, при разделении рабочего дня на части), относятся к выплатам компенсационного характера. При этом расчет части оклада за час работы определяется путем деления оклада работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели (п. 6.8 Положения), а применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных выплат (п. 2.3 Положения).

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата труда Солдатовой Т.П. за работу сверх установленной нормы рабочего времени должна производиться исходя из оклада, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании за работу сверх установленной нормы рабочего времени доплаты, рассчитанной истицей с учетом применения к окладу надбавок и повышающих коэффициентов.

По вышеприведенным мотивам судебная коллегия считает также правильным вывод суда об отказе Солдатовой Т.П. в удовлетворении требований о признании незаконными отмены персонального повышающего коэффициента и оплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени без учета имеющихся надбавок.

Все доводы сторон тщательно проверены судом первой инстанции и в постановленном по делу решении им дана надлежащая оценка, в том числе с учетом заключения истицей дополнительных соглашений к трудовому договору, не согласиться с которой оснований не имеется.

Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд постановил законное и обоснованное решение.

Доводы кассационной жалобы по существу аналогичны тем, которые были предметом проверки и надлежащей оценки суда первой инстанции, и не опровергают правильности выводов суда.

Суд разрешил спор по заявленным требованиям. Требования о взыскании доплаты за работу в выходные и праздничные дни в установленном порядке истицей не предъявлялись, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части также несостоятельны.

Спор разрешен судом на основании Положения об условиях оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Каменская ЦРБ», утвержденного постановлением главы муниципального образования Каменский район от 30.09.2008 года № 206. Постановление администрации Тульской области от 30.09.2008 года № 598 приведено в решении суда как содержащее рекомендации органам местного самоуправления Тульской области по введению новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Оснований для отмены постановленного судом решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ефремовского районного суда Тульской области от 20 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солдатовой Т.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи