Стр. 54
Дело № 33 – 2908/2011 Судья Старцева Т.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2011 г. г. Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Крыловой Э.Ю., Копаневой И.Н.,
при секретаре Лукьяненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 21.06.2011 года по делу по иску Мамоновой Н.М. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
установила:
Мамонова Н.М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование своих требований Мамонова Н.М. указала, что с 01.01.2000 года она получает пенсию по случаю потери кормильца, как мать погибшего ДД.ММ.ГГГГ рядового контрактной службы К. являвшегося ветераном боевых действий на территории Чеченской Республики. При назначении и выплате ей пенсии по случаю потери кормильца с 01.01.2004 года по 30.04.2011 года Военным комиссариатом Тульской области не было учтено ее право на повышение пенсии, предусмотренное п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г., на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, а с 01.01.2008 года на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 данного Закона.
Мамонова Н.М.просила признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с 01.01.2004 года по 01.01.2008 года на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а с 01.01.2008 г. по 31.04.2011 г. на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1; взыскать с Военного комиссариата Тульской области в ее пользу недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.01.2004 г. по 30.04.2011 г. с учетом индексации в размере <...> руб. <...> коп. согласно представленному ею расчету; обязать Военный комиссариат Тульской области производить с 01.05.2011 г. выплату ей ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; взыскать с Военного комиссариата Тульской области в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей.
В судебное заседание истец Мамонова Н.М. и ее представитель в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Алампиев В.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. в судебном заседании возражала против заявленных истцом требований, полагая, что правовых оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку льготы, установленные п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий и другим категориям граждан прямо перечисленным в данной норме. Распространение льготы на членов семьи погибшего участника боевых действий не предусмотрено. Полагала, что погибший К. не относится к числу ветеранов боевых действий, поскольку соответствующих доказательств в подтверждении этого не имеется.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 21.06.2011 г. исковые требования Мамоновой Н.М. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации были частично удовлетворены. Суд признал за Мамоновой Н.М. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения с 01.01.2004 г. по 01.01.2008 г. на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а с 01.01.2008 г. по 31.01.2011 г. на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1; взыскал с Военного комиссариата Тульской области в пользу Мамоновой Н.М. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.01.2004 г. по 30.04.2011 г. с учетом индексации в размере <...> руб. <...> коп, расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей, а всего <...> рубля <...> копеек; обязал Военный комиссариат Тульской области производить с 01.05.2011 г. выплату Мамоновой Н.М. ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В кассационной жалобе Военный комиссариат Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Военного комиссариата <адрес>, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2008 года, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 указанного Закона (в редакции федеральных законов от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст. 46 настоящего Закона.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К. был зачислен на военную службу по контракту на основании приказа командира войсковой части 62892 № 291 от 06.11.1995 г. и привлекался к выполнению боевых задач в Чеченской республике в период 1996 года В период с 06.11.1995 г. по ДД.ММ.ГГГГ К. находился в зоне боевых действий по ликвидации бандформирований на территории Чеченской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ К. погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе ведения боевых действий на территории Чеченской Республики. Смерть военнослужащего К. наступила вследствие огнестрельного пулевого ранения головы с повреждением головного мозга.
ДД.ММ.ГГГГ К. был исключен из списков личного состава Войсковой части 6289, в связи со смертью, связанной с исполнением служебных обязанностей.
Истица Мамонова Н.М. с 01.01.2000 года получает пенсию по случаю потери кормильца, как мать погибшего ДД.ММ.ГГГГ в результате исполнения обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики рядового контрактной службы К.
Согласно справке о размере выплат, произведенных Мамоновой Н.М., пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась истице без учета повышения с 01.01.2000 года по 01.01.2008 года на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона ( в редакции Федеральных законов от 12.06.2002 года № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ), а с 01.01.2008 года по 30.04.2011 года на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона
( в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ).
В кассационной жалобе Военный комиссариат Тульской области указывает, что суд при принятии решения неправильно истолковал Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку положения данного Закона не предусматривают повышение пенсий по случаю потери кормильца членам семей умерших военнослужащих в зависимости от заслуг кормильца. По мнению ответчика, повышение пенсий устанавливается только тем членам семьи умершего кормильца, которые сами обладают соответствующим статусом. Кроме того, погибший К. не является ветераном боевых действий, в связи с чем к спорному правоотношению не может быть применена ст. 45 вышеуказанного закона, регламентирующая размер повышения пенсии.
С данными доводами, изложенными в кассационной жалобе, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии: пенсию по инвалидности, за выслугу лет и по случаю потери кормильца. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплачиваемая истцу Мамоновой Н.М. пенсия по случаю потери кормильца К. подлежит повышению в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 вышеуказанного закона.
Довод ответчика, изложенный в кассационной жалобе, относительно того, что погибший К. не является ветераном боевых действий, поскольку у него отсутствует удостоверение ветерана боевых действий и также основания для его выдачи, судебная коллегия признает несостоятельным.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Согласно Приложению (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) данного закона на лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, распространяется действие статьи 3 ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что К. был зачислен на военную службу по контракту на основании приказа командира войсковой части 62892 № 291 от 06.11.1995 г. и привлекался к выполнению боевых задач в Чеченской республике в период 1996 года. В период с 06.11.1995 г. по ДД.ММ.ГГГГ К. находился в зоне боевых действий по ликвидации бандформирований на территории Чеченской Республики. ДД.ММ.ГГГГ К. погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе ведения боевых действий на территории Чеченской Республики, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что К. является ветераном боевых действий, погибшим в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Довод ответчика о том, что К. не может быть отнесен к числу ветеранов боевых действий в связи с отсутствием у него удостоверения ветерана боевых действий, а также иных документов, свидетельствующих о непосредственном участии в боевых действиях, суд при принятии решения обосновано признал несостоятельными.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Судом первой инстанции были исследованы иные доказательства (извещение о смерти К., свидетельство о смерти К., выписка из приказа командира войсковой части 62892 от ДД.ММ.ГГГГ № 107, послужной список К.), которые подтверждают факт непосредственного участия К. в боевых действиях на территории Чеченской Республики, доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые ссылается ответчик в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Содержащиеся в жалобе Военного комиссариата Тульской области доводы не могут служить поводом к отмене принятого по делу судебного решения, поскольку они основаны по существу на ином толковании материального права и на иной оценке установленных судом обстоятельств, получивших в соответствии с положениями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ фактическую и правовую аргументацию в состоявшемся по делу судебном решении.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –