Стр. 52
Дело № 33-2960 судья Жеребцов Н.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2011 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Гавриловой Е.В., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Крыловой Г.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 22 июля 2011 года по делу по иску Фабера А.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковск», Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Гавриловой Е.В., судебная коллегия
установила:
Фабер А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковск», Департаменту социального развития Тульской области, Департаменту финансов Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование иска указал, что ответчиком отказано в присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с тем, что продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО.
Полагал данный отказ незаконным и необоснованным, просил признать за ним право на получение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании истец Фабер А.Н. уточнил исковые требования и просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковск» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Представитель ответчика – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» по доверенности Бинчук Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований истца Фабера А.Н., указав, что истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости за выслугу лет, в связи с чем, он не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика – департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке.
Представитель ответчика – департамента финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, возражал против удовлетворения заявленных истцом Фабером А.Н. исковых требований.
Новомосковским городским судом Тульской области 22 июля 2011 года постановлено решение, которым исковые требования Фабера А.Н. удовлетворены.
Суд решил: признать за Фабером А.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда».
В кассационной жалобе Государственное учреждение «Управление социального развития населения Тульской области г. Новомосковска» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Фабер А.Н., .... года рождения проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 25 мая 1998 года. Общий трудовой стаж на 17 января 2011 года составляет в календарном исчислении 14 лет 6 месяцев и 28 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 24 дня (служба в Вооруженных силах по призыву 1 год 11 месяцев 6 дней – 1,0; в уголовно-исполнительной системе с 25 мая 1998 года – 1,5), что подтверждается справкой от 18 января 2011 года, выданной ФБУ ИК -1 УФСИН России по Тульской области (л.д. 12).
В период прохождения службы Фабер А.Н. награжден медалью «За отличие в службе» III степени на основании Приказа Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации от 08 июля 2006 года № № л/с, медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (л.д. 11)
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» Фабер А.Н. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» к ветеранам труда, поскольку был награжден медалями и ведомственным знаком отличия в труде, а также имел трудовой стаж необходимый для назначении пенсии за выслугу лет.
По мнению судебной коллегии в целом вывод суда об удовлетворении исковых требований Фабера А.Н. является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законом определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с п.4 ст.7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст. 1 закона Тульской области от 28 февраля 2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 01 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с длительным занятием определенной деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т. д. – ст. ст.78-82 Закона), судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, и федеральное законодательство, и законодательство Тульской области, связывая присвоение звания «Ветеран труда» как с наличием наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, так и с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не содержит при этом условия о назначении и, соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет.
Судом первой инстанции установлено, что Фабер А.Н. имеет право на получении пенсии по выслуге лет, награжден медалями, следовательно, соответствует условиям присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем основания к отказу в присвоении истцу данного звания у ответчика отсутствовали.
Суждение кассатора о незаконности решения суда, основанное на анализе ранее действующего пенсионного законодательства, при ограничении понятия пенсии за выслугу лет разделом пятым Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по мнению судебной коллегии, не могут являться основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку при разрешении настоящего спора судом с учетом положений статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации применен материальный закон, регулирующий отношения, возникшие после введения данного закона в действие.
Не ставят под сомнение законность вынесенного судом первой инстанции решения и иные доводы кассационной жалобы Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска».
По существу все доводы кассатора сводятся к иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 22 июля 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Новомосковска» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи