Стр. 57
Дело № 33 – 2755/2011 судья Наумова Т.К.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2011 г. г. Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.
судей Крыловой Э.Ю., Копаневой И.Н.
при секретаре Федотовой М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» и кассационной жалобе Полуэктова В.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 11.05.2011 года по делу по иску Полуэктова В.В. к Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, ООО «З.», ЗАО «В.» о признании недействительными Постановления Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 в части утверждения проекта границ земельного участка площадью 7223 кв.м., заключения договора аренды земельного участка, признании недействительным Постановления администрации г. Тулы от 10.02.2010 г. №. 546 в части утверждения размера и схемы земельного участка площадью 5176 кв.м., восстановлении нарушенного права пользования усадебным участком собственниками помещений в многоквартирном доме № по <адрес> путем восстановления размера и плана усадебного участка с учетом фактического землепользования на момент постройки дома, а также по иску третьего лица с самостоятельными требованиями ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» о признании недействительными Постановления Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 в части утверждения проекта границ земельного участка площадью 7223 кв.м., Постановления администрации г. Тулы от 10.02.2010 № 546 в части утверждения размера и схемы земельного участка площадью 5176 кв.м., восстановлении нарушенного права пользования и распоряжения земельным участком военного городка №, площадью 12869 кв. м., возмещении судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
установила:
Полуэктов В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации г. Тулы, ООО «З.» с вышеуказанными исковыми требованиями. В обоснование иска сослался на то, что в 1957 году Министерству обороны СССР на земле целевого назначения (земли обороны) в Туле был выделен земельный участок под строительство многоквартирного пятиэтажного жилого дома № по <адрес>. В связи с целевым назначением земли, на которой расположен дом № по <адрес>, в существующей жилой застройке квартала в Центральном районе г. Тулы, ограниченного улицами Э., П., Ж. и Л., земля использовалась в соответствии с установленным для нее целевым назначением: для проживания военнослужащих и членов их семей. При постройке жилого дома № по <адрес> на придомовой территории были оборудованы хозяйственные площадки, зоны отдыха, детская площадка. С момента ввода в эксплуатацию жилого дома № по <адрес> он находился на балансе Коммунально-эксплутационной части (КЭЧ) Тульского гарнизона. Земельный участок, на котором был расположен жилой дом с элементами озеленения и благоустройства и хозяйственными постройками, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, находился в бессрочном (постоянном) пользовании жителей дома. С 1 января 2003 года во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 17.10.2002 г. № 1453-Р «О завершении до 31 декабря 2004 г. передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально культурной сферы» многоквартирный дом № по <адрес> был передан муниципальному образованию г. Тула и стал обслуживаться муниципальным учреждением Городская служба единого заказчика. После передачи многоквартирного дома № по <адрес> из КЭЧ и до 1 января 2005 года, до введение в действие Жилищного кодекса РФ, границы землеотвода жилого дома № по <адрес> не пересматривались. После передачи Тульской КЭЧ многоквартирного дома № по <адрес> в муниципальную собственность, земля оставалась в федеральной собственности и перевод земли в установленном законом порядке не производился.
С введением в действие Жилищного кодекса РФ земля, на которой расположен многоквартирный дом № по <адрес> с элементами озеленения и благоустройства и иными, входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, перешла в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного доме.
Администрация г. Тулы с целью изъятия частей придомовых территорий многоквартирных домов № и № по <адрес>, до начала межевания границ земельных участков указанных домов, приняла Постановление от 17.01.2008 г. № 80, в котором допустила незаконный пересмотр действующих границ землеотвода под многоквартирные жилые дома № и № по <адрес>, нарушила конституционные права собственников помещений этих домов, федеральное законодательство, «Положение об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах», Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Постановлением Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 был утвержден проект границ земельного участка (код @ 28030), площадью 7223 кв.м., который был предоставлен в аренду ЗАО «В.» на 11 месяцев для размещения инженерных сетей и благоустройства территории. Истец считает, что данное постановление принято Администрацией с превышением полномочий, поскольку Администрация г. Тулы распорядилась землей, находящейся в федеральной собственности, находящейся в постоянном ( бессрочном) пользовании у Тульской КЭЧ. Проект границ земельного участка (код @280030) площадью 7223 кв. м. был разработан с нарушением п. 2 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, которым запрещается пересмотр границ действующих землеотводов, а также земельных участков, находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании домовладельцев. Выделяя землю застройщику в лице ЗАО «В.», Администрация г. Тулы превысила свои полномочия в распоряжении землей обороны, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ, Постановление Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 является недействительным. После заключения Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы договора от 11.04.2008 г. № аренды ЗАО «В.» земельного участка №, а затем передачи этого участка Департаменту по имущественным и земельным отношениям Тульской области, Администрация г. Тулы приступила в 2009 году к межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков многоквартирных домов № и № по <адрес> с опозданием более чем на 2 года. В связи с изъятием части общедомовой территории многоквартирного дома № по <адрес> при формировании земельного участка № межевание границ земельного участка многоквартирного дома № по <адрес> было проведено без учета фактического землепользования и градостроительных норм и правил, действовавших в период застройки указанных территорий, то есть с нарушением п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса. После формирования упомянутого участка, общая площадь земельного участка бесплатно переданная Администрацией г. Тулы собственникам помещений в многоквартирном доме № по <адрес>, составляет чуть более 1/3 от нормативной территории, рассчитанной для пятиэтажного дома с учетом плотности застройки жилой территории микрорайона.
Полуэктов В.В. просил признать недействительными Постановления Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 и обязать Администрацию г. Тулы отменить данное постановление как незаконное в части утверждения Акта выбора земельного участка от 17.01.2008 г. площадью 7223 кв. м. и поручения ЗАО «В.» сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, в состав которого включена часть общедомовой территории многоквартирного дома № по <адрес>, указанная в техпаспорте на данный жилой дом по состоянию на 1 января 2005 года. Обязать Администрацию г. Тулы и Администрацию Тульской области восстановить нарушенное право владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом (хозяйственными постройками и земельным участком) собственниками помещений в многоквартирном доме для чего сформировать земельный участок многоквартирного дома № по <адрес> путем перераспределения земельных участков №, площадью 7223 кв.м., №, площадью 5176 кв.м., для последующего объединения частей смежных участков в пределах землеотвода при строительстве жилого дома № по <адрес> и на основании переданного КЭЧ в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» техпаспорта данного домовладения.
22.04.2011 г. истец Полуэктов В.В. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями и просил признать недействительными Постановления Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 в части утверждения проекта границ земельного участка (код @28030), площадью 7223 кв.м., поручения Комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы заключить договор аренды земельного участка, определенного проектом его границ (код @28030) и признании недействительным Постановления администрации г. Тулы от 10.02.2010 г. №. 546 в части утверждения размера и схемы земельного участка (код 40023/25.01.2010) площадью 5176 кв.м., восстановить нарушенное право пользования усадебным участком собственниками помещений в многоквартирном доме № по <адрес>, право владения, пользования и распоряжения объектами благоустройства и озеленения, расположенными на усадебном участке многоквартирного дома, путем восстановления размера и плана усадебного участка с учетом фактического землепользования на момент постройки дома.
3 лицо на стороне истца ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» обратилась в суд с самостоятельными исковыми требованиями, просила признать недействительными Постановление Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 в части утверждения проекта границ земельного участка площадью 7223 кв.м. и Постановление администрации г. Тулы от 10.02.2010 г. №. 546 в части утверждения размера и схемы земельного участка (код 40023/25.01.2010) площадью 5176 кв.м. В обоснование требований сослалась на то, что ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» является территориальным подразделением Министерства обороны РФ, ведающим вопросами управления имуществом Тульского гарнизона, которое находится в собственности Министерства обороны. Исполнительным Комитетом Тульского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение от 07.04.1952 г. № 28 зарегистрировать за Тульской КЭЧ домовладение со всеми строениями на усадебном участке с площадью земельного участка 16175 кв.м. На отведенной территории был образован военный городок № Тульского гарнизона, состоящий на учете в ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по настоящее время. Для расселения военнослужащих и членов их семей на территории указанного военного городка были построены два жилых дома, которые в последующем получили адреса: № и № по <адрес>. Согласно техническим паспортам указанные домовладения были зарегистрированы за Тульской КЭЧ на праве собственности. В соответствии с федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-ФЗ квартиросъемщики в указанных выше домах в период с 1993 года по 2003 год приватизировали занимаемые ими квартиры. На основании Распоряжения Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 463–Р «О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения», расположенные на территории военного городка № многоквартирные дома № и № по <адрес> были переданы Тульской КЭЧ в эксплуатацию МУ ГСЕЗ по акту приема-передачи основных средств, согласованному с Председателем комитета по управлению госимуществом Тульской области В. и утвержденному зам.ком.войсками МВО и СиРВ генерал-майором П. 30.09.2002 г. При этом согласно действующему ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 12.10.2001 г. № 137-ФЗ, находящийся в составе земель обороны земельный участок военного городка №, площадью 12869 кв.м., в муниципальную собственность не передавался. В соответствие с требованиями ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка военного городка № из состава земель обороны в состав земель населенного пункта не производился. Согласие Министерства обороны на такой перевод не запрашивалось. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельный участок военного городка № находился в федеральной собственности, изъят из оборота и Администрация г Тулы не вправе была распоряжаться данным земельным участком. Использование зарегистрированного за Тульской КЭЧ земельного участка для нужд обороны документально подтверждается описями и планами территории военных городков, техническими паспортами и регистрационными удостоверениями права собственности на жилые дома. После передачи домов № и № по <адрес> в эксплуатацию МУП «ГСЕЗ» технические паспорта указанных домостроений и регистрационные удостоверения права собственности Тульской КЭЧ на указанные дома переданы на хранение в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным федеральным законом.
ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» просила признать недействительными Постановления Главы администрации г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 в части утверждения проекта границ земельного участка (код @28030) площадью 7223 кв.м, Постановление администрации г. Тулы от 10.02.2010 № 546 в части утверждения размера и схемы земельного участка (код 40023/25.01.2010) площадью 5176 кв.м, восстановить нарушенное право пользования и распоряжения земельным участком военного городка №, площадью 12869 кв. м., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
В судебном заседании истец Полуэктов В.В., его представители по доверенности Кудрявцев В.В., Ракчеева Н.В., Юрина А.А. поддержали заявленные исковые требования и требования третьего лица ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района».
Представители ответчиков Администрации г. Тулы по доверенности Комаров С.В. и Синдеев М.М., Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы Скороварова Ю.В., Администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Печурина Е.Ф. исковые требования Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» не признали, в удовлетворении исков просили отказать.
Представители ЗАО «В.» по доверенности Чехова О.В. и Круглов М.Б. исковые требования истца Полуэктова В.В. и исковые требования третьего лица ФГКЭ «Тульская КЭЧ района», выступающего с самостоятельными исковыми требованиями, не признали, просили суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылались на то, что истец неправомерно полагает, что ему как собственнику помещения в многоквартирном жилом доме на праве долей собственности принадлежит земельный участок под многоквартирным домом по границам фактического землепользования, поскольку в п. 3 ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ указано, что если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Истец с 1 января 2005 года получил право на обращение в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом и возможность последующего приобретения выделенного земельного участка в общую долевую собственность. Однако истец не воспользовался представленным правом и не обращался в органы местного самоуправления или органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>. Довод истца Полуэктова В.В. и третьего лица ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района», что выделяемый ЗАО «В.» в аренду по договору № земельный участок является частью земель обороны РФ, несостоятелен по причине отсутствия документов, подтверждающих данное утверждение.
Поскольку спорное домовладение было передано от Тульской КЭЧ в муниципальную собственность, то в соответствии с ч.3 ст. 35 ЗК РФ, и все права на земельный участок перешли к муниципальному образованию г. Тулы. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Полуэктова В.В., ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» в полном объеме.
Представитель третьего лица с самостоятельными требованиями ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по доверенности Лаврухин А.А. просил суд удовлетворить исковые требования Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района».
Представитель ООО «З.» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «З.».
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 11.05.2011 г. в удовлетворении исковых требований Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» к Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, ООО «З.», ЗАО «В.» было отказано.
В кассационной жалобе Полуэктов В.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалоб Полуэктова В.В., кассационной жалобы ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района», выслушав объяснения Полуэктова В.В., его представителей Юрину А.А., Ракчееву Н.В., Кудрявцева В.В., представителя ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по доверенности Лаврухина А.А., объяснения представителя Администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., представителя Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области и Администрации Тульской области по доверенности Печурину Е.Ф., представителей ЗАО «В.» по доверенности Чехову О.В.. Круглова М.Б., Леухина В.Я., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.25,28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Истец Полуэктов В.В. является собственником жилого помещения квартиры № находящейся в жилом доме №, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный дом располагается в квартале, ограниченном улицами Э., П., Ж., Л. в Центральном районе г. Тулы.
Постановлением Главы г. Тулы от 17.01.2008 г. № 80 «О предварительном согласовании ЗАО «В.» места размещения комплекса объектов инженерной инфраструктуры (модульная котельная с распределительной подстанцией, трансформаторная подстанция) внутри квартала, ограниченного улицами Э., П., Ж., Л. в Центральном районе г. Тулы, и о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории» был утвержден проект границ земельного участка (код @28030) площадью 7223 кв. м., расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) внутри квартала, ограниченного ул. Э., ул. П., ул. Ж. и Л. (согласно прилагаемой схеме) и предоставлен ЗАО «В.» данный земельный участок в аренду на одиннадцать месяцев для размещения инженерных сетей и благоустройства территории.
31.08.2008 г. данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка № Из кадастровой карты земельного участка видно, что земельный участок, являющийся предметом спора, относится к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
11 апреля 2008 г. между Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы и ЗАО «В.» был заключен договор № аренды земельного участка, в соответствии с которым ЗАО «В.» был предоставлен в аренду на срок 11 месяцев земельный участок площадью 7223 кв.м. кадастровый номер №, расположенный внутри квартала, ограниченного ул. Э., ул. П., ул. Ж. и Л.. Участок предоставлен для размещения инженерных сетей и благоустройства территории.
Согласно ч.1 ст. 35 ЗК РФ и ч.2 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Суд установил, что жилой дом № по <адрес>, год постройки 1968, был зарегистрирован за Тульской квартирно-эксплуатационной частью, на основании регистрационного удостоверения № 719 от 11.11.1978 г.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», Главой г. Тулы было принято постановление № 141 от 11.02.1999г. «О передаче в муниципальную собственность жилого фонда, гражданских сооружений Тульской КЭЧ». Согласно данному постановлению в муниципальную собственность от Тульской КЭЧ был принят жилой фонд, в том числе жилой дом № по <адрес>, с нежилыми встроенно-пристроенными помещениями, дворовой канализацией, водопроводной сетью, линией внешнего и наружного энергоснабжения, тепловой и газовой сетью, котельной (л.д. 195 -204 т.2).
Впоследствии в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 463 –р, распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 25 апреля 2002 г. № 1048-р «О передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Минобороны России», была окончательно оформлена передача находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Тульской квартирно-эксплуатационной части, расположенных в г. Туле, в том числе, жилых домов № и № по <адрес> с объектами инженерной инфраструктуры и инженерными коммуникациями, в муниципальную собственность (л.д.206-213 т.2), о чем были составлены акты приема-передач объектов жилищно-коммунального назначения – дома № по <адрес> от 30.09.2002 г. и 25.12.2003 г. (л.д.194,145 т.2).
В силу п.3 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, после передачи в муниципальную собственность объектов жилого фонда и коммунальной инфраструктуры прежний собственник утратил право пользования земельным участком, расположенным под ним и необходимым для их эксплуатации. В связи с чем, администрация г. Тулы на законных основаниях распорядилась спорным земельным участком, издав постановление от 17.01.2008 г. № 80 «О предварительном согласовании ЗАО «В,» места размещения комплекса объектов инженерной инфраструктуры (модульная котельная с распределительной подстанцией, трансформаторная подстанция) внутри квартала, ограниченного улицами Э., П., Ж., Л. в Центральном районе г. Тулы, и о предоставлении земельного участка для размещения инженерных сетей и благоустройства территории».
Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в кассационной жалобе Тульской КЭЧ и Полуэктова В.В. о том, что и после передачи жилого дома № по <адрес> в муниципальную собственность, земельный участок, переданный в пользование Тульской КЭЧ и закрепленный за ней в соответствии с решением Тулгорисполкома от 7 апреля 1952 г. № 28, оставался в федеральной собственности и относился к землям обороны. Данные утверждения кассаторов противоречат положениям постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235, которыми производилось разграничение государственной собственности и передача объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность, а также положениям п.3 ст. 3.1 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ».
Довод кассационных жалоб о том, что при применении положений ч.1ст. 35 ЗК суд не учел положения ч.3 ст. 35 ЗК РФ, судебная коллегия не может признать состоятельным. Данная норма закона предусматривает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 настоящего Кодекса. Статья 27 ч.4 п.2 ЗК РФ определяет, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в пункте 4 настоящей статьи ( п.5 ч.5 ст. 27 ЗК РФ).
Как установлено судом и доказательств обратного не представлено истцом, его представителями и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района», в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, на спорном земельном участке не имеется объектов, которые были бы предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, воинских формирований, обороны и безопасности. Земельный участок, являющийся предметом спора, расположен в зоне размещения жилого фонда, не подпадает под понятие земли обороны, в соответствии с целевым назначением земельных участков, определенным ст. 93 ЗК РФ. В соответствии с данной нормой закона, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что жилой дом № по <адрес> является гражданским объектом, и земельный участок под ним всегда использовался непосредственно для эксплуатации жилого дома, следовательно, спорный земельный участок нельзя отнести в соответствии со ст. 93 ЗК РФ к категории земель обороны и безопасности.
В связи с чем, доводы кассационных жалоб о необходимости применении при разрешении спорных правоотношений положений п.10 ст. 1 ФЗ «Об обороне» нельзя признать обоснованными.
Утверждения истца Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ» о том, что на территории спорного земельного участка находился открытый военный городок №, в состав территории которого площадью 12 869 кв.м. входили два жилых дома № и № по <адрес> были проверены судом.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» в качестве доказательства того, что на территории спорного земельного участка располагался открытый военный городок, представил книгу учета земельных участков, предоставленных для нужд МО СССР, начатую 2 января 1985 г., где под п.4 имеется запись: «<адрес>, жилой городок КЭЧ; земельный участок предоставлен под строительство жилого дома; решение исполкома Тулгорсовета 07.04.1952 г.; площадь участка по разрешению 3.62, фактически занято 2.32 (земли города)». Вместе с тем, данный документ не может быть принят в качестве доказательства по следующим основаниям. Государственного акта землепользования, удостоверяющего права Тульской КЭЧ на земельный участок с определением границ земельного участка открытого военного городка, ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» не представлено.
Согласно имеющемуся в деле решению Тулгорисполкома от 7 апреля 1952 г. № 28 «О регистрации домовладений за Тульской квартирно-эксплуатационной частью», за Тульской КЭЧ были зарегистрированы домовладения со всеми строениями на усадебных участках под п.9 «Э. и П. № 133/11» площадью 36 231.8 кв.м.; под п. 10 «Э. в конце» площадью 16175.2 кв.м.
Из буквального наименования решения Тулгорисполкома от 7 апреля 1952 г., на которое ссылаются кассаторы в жалобах, как на правоустанавливающий документ, подтверждающий права Тульской КЭЧ на спорный земельный участок, следует, что оно принято по вопросу регистрации домовладений за Тульской КЭЧ. Если признать, что отраженные в п.9.10 решения площади 36 231 кв.м. и 16175 кв.м. относятся к площадям земельных участков, то из решения невозможно определить границы земельного участка, передаваемого в пользование Тульской КЭЧ. Достоверных, относимых и допустимых доказательств, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ ни истец, ни ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» по вопросу определения границ предоставленного Тульской КЭЧ в пользование земельного участка не представлено.
Вместе с тем, в силу ст. 155,165,166,194 Земельного кодекса РСФСР 1922 г., действовавшего на момент принятия решения исполкомом от 7 апреля 1952 г., а также принятого впоследствии Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. ( ст. 18,84 95) Тульская КЭЧ должна располагать документами об отводе земель, предоставленных в пользование, местоположении земельного участка, количестве земли и границах земельного участка, предоставленных для нужд обороны.
Таким образом, при разрешении спорных правоотношений, суд обосновано исходил из того, что земельный участок площадью 7223 кв.м, в отношении которого было принято постановление об утверждении проекта границ земельного участка площадью 7223 кв.м. для благоустройства и прокладки инженерных сетей, не относится по своему целевому назначению к категории земель обороны и безопасности и не находится в федеральной собственности.
Судом были проверены доводы истцов о том, что в на основании ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственникам помещении в многоквартирном доме на праве долевой собственности принадлежит земельный участок под многоквартирным домом по границам фактического землепользования.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> сформирован на был, на кадастровый учет не поставлен. Истец Полуэктов В.В. не воспользовался предоставленным правом и не обращался в органы местного самоуправления или органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>. Из чего следует, что состав общедомовой территории дома № по <адрес> на момент принятия оспариваемого постановления от 17 января 2008 г. № 80, определен не был.
Администрацией г. Тулы было принято постановление от 10 марта 2009 г. № 394 «Об организации работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами в г. Туле и признании утратившим силу постановления Главы администрации г. Тулы от 4 мая 2008 г. № 1555».
Во исполнение данного решения, Главой Администрации г. Тулы было принято постановление № 546 от 10.02.2010 г. «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте ( плане) территории, и определении вида разрешенного использования земельных участков - многоквартирный дом», которым была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте
( плане) территории, в том числе по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 5176 кв.м.
Данное постановление принято было Администрацией г. Тулы на основании ст. 16 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления полномочиями, определенными п.7 ст. 36 ЗК РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
На основании оценки и исследования представленных доказательств, исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления, в лице Главы администрации г. Тулы, при вынесении оспариваемых постановлений не вышел за пределы предоставленных полномочий и не нарушил права истца Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района».
Доводы кассационных жалоб фактически сводятся к переоценке выводов суда. С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения кассационных жалоб судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Полуэктова В.В. и ФГКЭУ «Тульская КЭЧ района» – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –